Тема урока: Решение задач военной тематики "Партизанскими тропами".
Цель: воспитание интереса к предмету математики через применение математических знаний в жизни и через изучение исторических моментов родного края.
Задачи:
Оборудование: плакаты, карта времен Великой Отечественной войны.
В любое время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда,
При расчетах непременно
Математика нужна.
- Ребята, назовите одно из самых тяжелых событий нашей страны. (Великая Отечественная война)
- Какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (День победы, 9 мая)
- На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война.
- Каждый год 9 мая наша страна отмечает очередную годовщину - Победу над гитлеровским фашизмом. Это была тяжелая победа. Великая Отечественная война – это кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры и науки...
- На защиту Родины поднялся весь советский народ - рабочие, колхозники, деятели науки. Каждый шел к Победе разными дорогами, а мы пройдем очень секретной дорогой.
- Для того, чтобы определить тему урока, вам необходимо решить цепочки примеров и заполнить буквы в предложенную таблицу. (можно работать по цепочке)
- Каким трудом досталась Победа нашим жителям мы сможем понять, если сможем прожить хотя бы несколько ситуации того времени. Поэтому сегодня мы с вами отправимся в прошлое с помощью математических знаний. Это реально!
- Давайте представим, что на дворе лето 1968 года. Нас пригласили вместе с классным руководителем 6 класса Деминой Валентиной Петровной и командиром 4-ой Партизанской бригады Иваном Ивановичем Грозным отправиться в поход по "Партизанским тропам".
- Вы готовы? Но для этого нам четко понимать сколько участником похода.
Задача 1
Участников похода 14 человек: 2 взрослых, 5 девочек,7 мальчиков. Какую часть составляют взрослые от всех участников похода? Во сколько раз мальчиков больше, чем девочек?
- Ребята, мы с вами четко понимаем состав нашей компании, теперь необходимо разобраться с маршрутом.
Задача 2
Расстояние от города Старая Русса до с. Белебелка в 2,5 раза больше, чем от п. Парфино до г. Старая Русса. Всего школьники проехали 63 км. Чему равно расстояние от города Старая Русса до поселка Парфино? Чему равно расстояние от города Старая Русса до села Белебелка?
Основная часть
- Почему же мы приехали в Белебелку? (предположения детей)
- Руководители гитлеровской Германии, военачальники вермахта недооценили характер страны, в которую вторглись, и качества ее народа. "Теория устрашения" успешно применяемая ими в Европе, в России явно не срабатывала.
- Ни виселицы, ни массовые расстрелы здесь не могли остановить стремление народа к сопротивлению. Так зимой 1941-1942 гг. на стыке Ленинградской и Калининской областей возник Партизанский край. Здесь в тылу фашистских армий, работали сельсоветы, колхозы, школы и больницы.
- Теперь я предлагаю вам объединиться в группы и решить следующие задачи.
Задача 3
- Территория Партизанского края простиралась с севера на юг на 120 км., а с запада на восток на 80 км. Она охватывала неправильный прямоугольник. Чему равна площадь Партизанского края?
- Именно в Партизанском крае в феврале 1942 года возникла мысль о помощи продовольствием блокированному Ленинграду. Перед вами карта Партизанского края.
Задача 4
- Измерьте ширину Партизанского края линейкой. (Измерили - 12 см - 80 км)
- Какой масштаб карты? (ответы учащихся)
- В феврале 1942 года партизаны разгромили немецкий штаб в городе Дедовичи. Были захвачены документы, карты.
Задача 5
- Измерьте линейкой на карте расстояние от озера Полисть до Дедовичей, и сосчитайте, учитывая масштаб, сколько это будет километров.
- В связи с этим на совещание прилетел военачальник Асмолов. Партизаны спрашивали: "Как там на Большой земле? Как Ленинград?"
- На что Асмолов ответил: "Положение серьезное. Никто не помнит кто сказал – надо помочь"
- Во всей истории войн нет другого примера, когда люди, находившиеся на оккупированной территории, сами страдающие от бесправия, от зверств захватчиков, приходили бы на помощь своим сражающимся согражданам. Учитывая военные реальности того времени, мысль казалось фантастической.
- Но, тем не менее, она облетела весь Партизанский край. Крестьяне собирали муку, мясо, жиры, вскрывали ямы с картошкой и зерном, они хотели поделиться с ленинградцами всем, чем могли.
Задача 6
- Сколько центнеров зерновых собрали колхозники, если 94 ц. - рожь, 25 ц.- пшеница, 132 ц. – овес. Данное число выразите в тоннах.
- 5 марта первые упряжки с продуктами двинулись из деревни Семеновщина к деревне Нивки, где находился главный пункт по сбору продовольствия.
- При выходе из нее санный поезд насчитывал 161 подводу. А в дальнейшем это число продолжало увеличиваться и достигло 223.
Задача 7
Перед вами информационный плакат, изучите информацию и дайте ответ на вопрос: Сколько всего было собрано кг продуктов?
Подведение итогов
- Конечно продовольствие, доставленное из Партизанского края, не могло изменить положения в огромном и голодающем Ленинграде. Да и по сравнению с помощью, которую оказывала ему вся страна, это как говорится,капля в море.
- Но дело тут не в количестве муки или мяса - эта капля настолько драгоценна,что нет ей цены.
- Посмотрите на информационный плакат "Норма выдачи хлеба", я думаю, каждому сейчас станет понятно насколько вылика оказалась эта капля.
- Итак, ребята, сегодня мы совершили небольшое путешествие в годы ВОВ.
- Что мы сегодня с вами узнали? Что научились делать?
- И наш урок я хочу закончить такими словами:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
- Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Минута молчания.
- Спасибо за внимание!