Цели урока:
Предметные результаты:
Учебник: "Математика" 6 класс / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников. − М.: Просвещение, 2016.
Оборудование: аппаратура для показа презентации, квадрат с числами для устного счета, табличка с опорными словами для постановки цели занятия, ватман с незаполненной блок-схемой, теннисная ракетка и шарик для математического пинг-понга, ромашки Блума для каждого ученика, карточки с условиями для разно-уровневой самостоятельной работы.
Приветствие детей. Знакомство с эпиграфом урока.
Учитель: Ребята! Мы продолжаем путешествовать по стране целых чисел, в которую ученики младших классов не допускаются.
- А вы, дорогие шестиклассники, уже знакомы с координатной прямой, с помощью которой можете попасть в эту страну.
- Какая прямая называется координатной?
- Из чего состоит ряд целых чисел?
- Приведите примеры противоположных целых чисел.
- Нарисуйте квадрат состороной 3 см. Разделите его на 9 равных частей. Посмотрите на мой квадрат:
4 |
6 |
8 |
2 |
0 |
-2 |
-8 |
-6 |
-4 |
- В какой зависимости расположены числа? (Четные противоположные числа и нуль)
- Восстановите эти числа в своих квадратиках. Выполните самопроверку.
- Посмотрите на слайд.
- Какими числами заполнить пробелы? Как мы называем такие числа? (Противоположными)
- Ребята, сегодня у нас в гостях Мистер Модуль!
- Давайте прочитаем, с какими словами он к нам обращается. Проверим домашнее задание и посмотрим, что вы уже знаете про модуль.
Учитель пишет в центре доски слово "Модуль". Обучающиеся выходят к доске попарно, прикрепляют подготовленные дома картинки: "Модуль в медицине", "Модуль в образовании", "Модуль в физике", "Модуль в математике", "Модуль в кораблестроении", "Модуль в космонавтике", "Модуль в строительстве", "Модуль в архитектуре", "Модуль в искусстве", "Модуль в развивающих играх" и т.п., сопровождая это небольшими пояснениями.
- Как мы называем такую схему? (Кластер)
- Общими усилиями мы составили кластер "Модуль" и рассмотрели сферы применения модулей. А можно еще расширить эту схему?
- Приведите примеры предметов, окружающих нас и состоящих из модулей. (модульное оригами, обшивка стен из полосок краноспана, полосы жалюзи и т.п.)
- От какого слова происходит слово "модуль"?
modulus от латин.- величина, маленькая мера
- Как вы думаете, на каком пункте кластера мы остановимся сегодня подробнее? ("Модуль в математике")
- Давайте по опорным словам "Наша цель", "повторить", "узнать", "научиться применять", "метацель" сформулируем цель нашего занятия.
- Итак, запишем тему занятия "Модуль числа".
- Термин "модуль числа" впервые ввел французский математик Жорж Аргон в 1806 году.
- Нарисуем координатную прямую. Обозначим на ней точки А(-5) и В(3). На каком расстоянии от начала координат расположены эти точки?
- Записывают это так: |-5|=5, |3|=3. Читают: минус пять по модулю равно пяти, три по модулю равно трем.
- Как вы думаете, что называется модулем числа? (это расстояние)
- Итак, модуль числа а - это расстояние от начала координат до точки с координатой а.
Запишем:|1| = 1, |36| = 36, |-4| = 4, |-9| = 9, |0| = 0.
- Решим устно № 217. Запишем № 218 с комментированием.
- Молодцы!
- А теперь давайте все встанем. (Учитель имитирует подачу шарика ракеткой, задавая вопросы на повторение. Обучающиеся ладошкой показывают, кто может отбить шарик и ответить на вопрос)
Вопросы:
Учитель: Итак, какую тему мы рассматриваем? Что называется модулем числа а?
Если a > 0, то |a| = a
Если a = 0, то |a| = 0
Если a < 0, то |a| = -a
- Получим алгоритм определения модуля числа а.
- А теперь давайте заполним блок-схему алгоритма. (дети сами заполняют предложенную блок-схему)
- Давайте "пропустим" несколько чисел через нашу блок-схему (a=5; a=-7; a=0). Правильно ли она работает?
- Давайте обратимся к учебнику и решим: № 222 (у доски), № 224 (в парах с последующей проверкой).
- Встанем, немного расслабимся, представим, что сейчас лето, шуршат на деревьях листики (растирают ладоши), капают капельки (щелкают пальцами), дождик становится все сильнее (хлопают в ладоши), ливень (топают ногами).
- А теперь движения на координацию: одной рукой "пилим", другой - "забиваем".
- Одной рукой в воздухе рисуем цифру "5", другой - "2".
- Одной рукой в воздухе рисуем цифру "6", другой - букву "А".
- Итак, подведем итоги нашей работы. Ответим на вопросы по теме "Модуль числа".
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Давайте скажем "до свидания" нашему гостю - Мистеру Модулю. Мы с ним теперь будем часто встречаться на уроках математики.
- А теперь заполним ромашку Блума.
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, записанные на ее лепестках (у каждого своя ромашка):
- Давайте прикрепим наши ромашки на доску. (дети поочередно озвучивают некоторые свои ответы, магнитиками прикрепляя свой цветок, где также записана их самооценка)
- Великий советский математик А.Н. Колмогоров сказал, что без занятия математикой нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления.
- А мы сегодня убедились, что и математику необходимо изучать, применяя другие науки. Например, литературу (создание ассоциативного образа модуля числа), информатику (работа с блок-схемой, поиск информации в интернете), ИЗО (использование элементов модульного оригами, модульных картин при составлении кластера), психологию (при заполнении ромашки Блума), валеологию (во время физкультминутки).
Самостоятельная работа с упражнениями по нарастающей сложности (с учетом, что дети сидят по одному):
1. Найти модули чисел: 8, -13, -15, 0, 83, -28, 72.
2. Запишите числа, модули которых равны 3, 0, 10, -91, -34, 51.
3. Найти разность: |5| - |-5|, |-6| - |6|, |-13| - |13|.
4. Заполните таблицу:
а |
5 |
-6 |
|
|
7 |
|
|
-а |
|
|
-2 |
8 |
|
0 |
-9 |
5. Найти значения выражений: |-12|+|45|; |-64|:|2|; |-69|*|23|+|-10|
6. Запишите числа в порядке возрастания их модулей: 83, -38, 10, 59, 0, 100, -23
7. Вычислите: (|-38|*|-26|)/(|-13|*|19|)
Домашняя работа