Цель: знакомство с прямой пропорциональностью и построением ее графика.
Задачи:
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями на каждого.
- Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось начать урок со следующих слов. Французский писатель Анатоль Франс (1844 – 1924) однажды заметил: "Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом".
- Давайте следовать совету писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
- Возьмите карточки с математическими терминами, которые мы будем употреблять на уроке. Исправьте ошибки, допущенные в написании этих терминов.
- Поменяйтесь, листочками и проверьте, все ли ошибки исправлены.
- Что вы заметили? В каком слове нет ошибок? (функция)
- С понятием "функция" мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные понятия и определения по этой теме. Что называется функцией? (Зависимость одной переменной от другой называют функциональной зависимостью или функцией)
- Как иначе называют независимую переменную? (агрумент)
- Зависимую переменную? (функцией этого аргумента)
- Что понимают под областью определения функции? (все значения, которые принимает независимая переменная)
- Что понимают под областью значения функции? (все значения зависимой переменной)
- Что называется графиком функции? (множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции)
В тетрадях записать число. Составьте формулы, для решения следующих задач. Путь S км, пройденный автомобилем за t ч, с постоянной скоростью 70 км/ч. вычисляется по формуле… Стоимость p товара в рублях по цене 15 р. за килограмм вычисляется по формуле…
- Какие переменные зависимые, независимые? Что от чего зависит? Какая зависимость?
Введение понятия пропорциональные переменные
Цена яблок 36 руб. за кг. Если обозначить массу купленных яблок (в кг) буквой m, а их стоимость (в руб.) буквой s, то зависимость между этими переменными выражается формулой s = 36m.
|
m, кг |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
|
s, руб |
36 |
54 |
72 |
90 |
108 |
126 |
Если взять два любых значения переменной s (например, 54 или 108) и соответствующие им значения переменной m (1,5 и 3), то составленная из них пропорция будет верной: 54/1,5 = 108/3 = 36.
Если любые две пары соответствующих друг другу значений зависимой и независимой переменных составляют верную пропорцию, то такие переменные называют пропорциональными, а их отношение называют коэффициентом пропорциональности. В рассмотренном примере коэффициент пропорциональности равен 36.
Пропорциональные переменные
Пропорциональными являются время движения с постоянной скоростью и пройденный путь, длина стороны квадрата и его периметр, масса однородного тела и его объем и т.п. Непропорциональны рост человека и его возраст, длина стороны квадрата и его площадь, скорость движения и время, затраченное на преодоление заданного расстояния и др.
Пропорциональные переменные обладают важным свойством: если значение одной переменной увеличить или уменьшить в несколько раз, то значение другой переменной также увеличится (уменьшится) во столько же раз, например, 3/1,5 = 108/54 = 2.
Зависимость стоимости яблок от массы купленных яблок, является примером функции, которая задается формулой y=kx, где k - число, отличное от нуля. Такую функцию называют прямой пропорциональностью.
- Сегодня на уроке мы будем изучать функцию, которая называется прямой пропорциональностью.
- Чему бы вы хотели научиться? (строить график, и т.д.)
Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой у=кх, где х – независимая переменная, а к – некоторое число, неравное нулю.
Функция прямой пропорциональности
Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y = kx, где x – независимая переменная, а k – неравное нулю число.
Число k называют коэффициентом пропорциональности.
Например, функция y = x/5 является прямой пропорциональностью (здесь k = 1/5), а функция y = 3/x и y = 4x + 7 не являются прямыми пропорциональностями.
Выясним, что представляет собой график прямой пропорциональности. (стр. 66 - 67)
Вывод: График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат. Чтобы построить график достаточно найти координаты какой-нибудь точки графика этой функции, отличной от начала координат, отметить эту точку и через нее и начало координат провести прямую.
Физкультминутка
№ 297
S=12t, является прямой пропорциональностью.
№ 299
y = -1/6 x , х = -9; 0; 1; 4
у = -1,5 0 -1/6 -2/3
№ 300
Постройте график прямой пропорциональности, заданной формулой…
Интерактивный модуль (контрольный), выполняет ученик с комментированием
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на усвоения понятий "прямая пропорциональность", "график прямой пропорциональности", а также умений: находить значение функции по заданному значению аргумента и наоборот, если функция задана формулой; определять принадлежность точек графику функции; устанавливать положение графика прямой пропорциональности в координатных четвертях; строить график прямой пропорциональности.
При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на усвоения понятий "прямая пропорциональность", "график прямой пропорциональности", а также умений: находить значение функции по заданному значению аргумента и наоборот, если функция задана формулой; определять принадлежность точек графику функции; устанавливать положение графика прямой пропорциональности в координатных четвертях; строить график прямой пропорциональности. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
|
1. Формулой какого вида задается прямая пропорциональность? у = кх у = кх + в у =к/х у = кх - в
|
2. В каких координатных четвертях проходит график прямой пропорциональности у=-3х. I, II II, III II, IY I, IY
|
|
3. На графике прямой пропорциональности лежит точка (3; -1,5). Запишите формулу этой прямой пропорциональности. у = -5х у = -0,5х у = 0.5х у = 5х
|
4. Укажите точку, через которую проходит график прямой пропорциональности с коэфициентом - 4. (0; 4) (1; -4) (-1; -4) (-4; 1)
|
|
5. Для построения графика функции = - 6х достаточно найти только 3 точки хотя бы 1 точку хотя бы 2 точки только 1 точку
|
|
- Давайте еще раз вспомним, с какой функцией мы сегодня на уроке познакомились? (Прямая пропорциональность)
- Функция какого вида называется прямой пропорциональностью? (у = кх)
- Что представляет собой график прямой пропорциональности? (Прямая, проходящая через начало координат)
- Как построить график прямой пропорциональности? (Построить таблицу значений функции, одна из точек – начало координат, вторая точка выбирается произвольно)
- Как называется число k в формуле прямой пропорциональности? (Коэффициент пропорциональности)
Домашнее задание
П. 15, № 301, 308, 309