Цель:
Средства обучения: таблица: «Вот и знаю я число, именуемое пи», макет крыши, круги различных диаметров, нитки, калькуляторы, циркули, макеты окружности и круга, магниты, заготовки писем князю, рисунок храма, презентация урока, фонограмма музыки, «монеты» из самоклеящейся бумаги с написанными на них формулами.
Здравствуйте, ребята. В ваш адрес получено письмо, которое случайно попало мне в руки. И сегодня я его вам принесла. Это письмо от князя Владимира, который правил в Древней Руси. Посмотрите на экран, послушайте письмо и постарайтесь ответить на вопрос: что случилось в его городе, и о чем просит вас князь?
Чтение письма с экрана
«Как давным-давно на Великой Руси стоит город велик, светлый Новгород. Правит в нем русский князюшко – да Владимир-то – Красно Солнышко. Времена наступили в нем тяжкие – зачастили дожди просто ливнями, разрушает вода храмы божие, святы церкви, соборы да теремы. Посылает гонцов Красно Солнышко с письменами о помощи просящих!
Сохранила история матушка то письмо и до нашего времени: «Возвышаются башни цилиндрами, а над башнями куполы конусом. Водоотливы сделать мне надобно, чтобы воды стен не разрушили! Нужно знать мне длину водоотливов – рассчитать их не могут ученые. Посему посылаю вам данные – длины диаметров: метра 2, метра 3 и еще 2 с полтиною. Вы пришлите скорее ответы мне, паки дождь не разрушил все здания!»
Беседа с учениками
Какая беда случилась в городе?
О чем просит князь? Чем мы можем помочь князю?
Где находятся водоотливы?
Какой геометрической фигурой является край крыши?
Что мы должны вычислить для князя?
А длина края крыши, какой величиной является для окружности?
Какие размеры окружности мы знаем из письма?
Итак, сформулируйте тему нашего урока. Запишем.
А девизом нашего урока пусть будет: «Длину окружности найдем и город Новгород спасем». Запишем.
Ребята, некоторые из вас сегодня ошибались и путали окружность и круг. Давайте разберемся, в чем же их отличия.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга
И называется окружность.
Слушая стихотворение, какое определение окружности вы бы дали?
А когда вы будете изучать геометрию в 7-ом классе, то будете давать точные, научные определения. И об окружности вы будете говорить как о множестве точек, расположенных на одном расстоянии от какой-то одной точки.
Вспомним, как называется отрезок, соединяющий центр и точку на окружности?
Что такое диаметр?
Какую зависимость между радиусом и диаметром вы знаете?
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью и сама окружность.
Итак, послушайте, что нам советуют круг и окружность: «Хоть для вас мы и друзья, путать нас совсем нельзя».
Назовите, пожалуйста, примеры окружности и круга из окружающего нас мира.
Посмотрите на экран, вы увидите, где еще встречаются эти геометрические фигуры.
На доске вы видите листочки с домашним заданием: на зеленых – измерить длину любой окружности практическим методом и вычислить с помощью формул; на желтых – по учебнику, на красных – составить текстовую задачу, для решения которой нужно использовать формулу длины окружности. (круглая клумба, постелить ковер круглой формы)
Когда вы будете выбирать себе домашнее задание, сразу прикрепите свои письма – ответы на рисунок дворца: те, кто хорошо понял тему урока, уверен в правильности своих расчетов и хочет, чтобы его письмо быстрее дошло до адресата прикрепите свое письмо по верхнему краю рисунка; кто сомневается в правильности своего решения – с правой стороны рисунка;, а те, кому было сегодня скучно, непонятно – внизу рисунка.
Князь Владимир благодарит вас за работу и щедро платит золотыми монетами.
Я благодарю вас за совместную работу, мне было очень приятно с вами работать, спасибо за урок.
Князь Владимир так же благодарен вам за работу и щедро платит золотыми монетами.