В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в связи с выбором школы обязательным предметом интегрированный курс «Математика и конструирование» из вариативной части учебного плана.
Рабочая программа по математике и конструированию для 2 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательной школы «Математика и конструирование» 1-4 классы», созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, утверждённой МО РФ (Москва, 2000 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, работающей в начальном звене по традиционной системе.
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34.
Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и трудовое обучение.
Курс включает следующие разделы:
- геометрическая составляющая;
- конструирование.
Программа «Математика и конструирование» призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности.
Для реализации программного содержания используются:
Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 2 кл. четырехлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2001.
Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2004.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);
виды соединений и их различия.
Учащиеся должны уметь:
чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуру из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Страницы пособия |
|
|
1 четверть |
|
|
1 |
7.09 |
Повторение пройденного в 1 классе: виды углов, отрезок, ломаная, длина ломаной |
1 |
4-9 |
2 |
14.09 |
Оригами. Изготовление изделия «Воздушный змей» |
1 |
84, 85, Приложение 4 |
3 |
21.09 |
Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника |
1 |
10-13 |
4 |
28.09 |
Прямоугольник. Определение прямоугольника |
1 |
14-17 |
5 |
5.10 |
Противоположные стороны прямоугольника и их свойства. |
1 |
18-21 |
6 |
12.10 |
Диагонали прямоугольника и их свойства. |
1 |
22, 23 |
7 |
19.10 |
Квадрат. Определение квадрата. |
1 |
24-27 |
8 |
26.10 |
Закрепление пройденного. |
1 |
28-30 |
|
|
2 четверть |
|
|
9 |
9.11 |
Практическая работа 1 «Преобразование фигур». |
1 |
31 |
10 |
16.11 |
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. |
1 |
32-34 |
11 |
23.11 |
Середина отрезка. Деление отрезка пополам. |
1 |
35-37 |
12 |
30.11 |
Свойства диагоналей прямоугольника. |
1 |
38, 41 |
13 |
7.12 |
Практическая работа 2 «Изготовление пакета для хранения палочек». |
1 |
39, 40 |
14 |
14.12 |
Практическая работа 3 «Изготовление подставки для кисточки». |
1 |
42 |
15 |
21.12 |
Закрепление пройденного. |
1 |
43-45 |
|
|
3 четверть |
|
|
16-18 |
11.01-18.01- 25.01 |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Прямоугольник, вписанный в окружность. |
3 |
46-56 |
19 |
1.02 |
Практическая работа 4 «Изготовление ребристого шара». |
1 |
57, 58 |
20 |
8.02 |
Закрепление пройденного по теме «Окружность» |
1 |
59-63 |
21 |
15.02 |
Практическая работа 5 «Изготовление аппликации «Цыпленок». |
1 |
64 |
22 |
22.02 |
Закрепление пройденного по теме «Окружность, круг» |
1 |
65, 66 |
23 |
1.03 |
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». |
1 |
67-69 |
24 |
15.03 |
Практическая работа 6 «Изготовление закладки для книги». Составление технологической карты для изготовления кольца. |
1 |
70, 71 |
25 |
22.03 |
Деление фигур на части, подготовка к составлению чертежа. |
1 |
72, 73 |
|
|
4 четверть |
|
|
26 |
5.04 |
Закрепление пройденного по теме «Деление окружности» |
1 |
74-76 |
27 |
12.04 |
Практическая работа 7 «Изготовление аппликации «Автомобиль». Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа |
1 |
77 |
28 |
19.04 |
Выполнение чертежа по рисунку объекта. |
1 |
78, 79 |
29 |
26.04 |
Практическая работа 8 «Изготовление аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». |
1 |
82, 83, Приложение 2, 3 |
30 |
17.05 |
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук». |
1 |
86-89, Приложение 5, 6 |
31-34 |
24.05 |
Работа с набором «Конструктор». |
4 |
90-95, Приложение 7 |