Конспект урока по математике для 5 класса "Итоговое повторение за курс начальной школы"

Первый урок математики в 5-м классе.

Цель урока: обобщение знаний и умений учащихся о вычислительных приемах с многозначными числами.

Задачи урока:

  • повторение базовых понятий курса начальной школы: чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами;
  • развитие математической культуры речи;
  • формирование навыков само- и взаимоконтроля.

Форма проведения: игра - математическое путешествие.

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут, Яна Александровна, буду вести у вас уроки математики.

Определение темы урока

- Прочитайте высказывание: "Нельзя открыть нового мира, не зная старого"
- Как вы понимаете эти слова?
- Как они могут быть связаны с сегодняшним уроком? (Определение темы: "Повторение изученного в 4 классе")

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? (Постановка задач)
- Откройте тетради, на полях запишите число и тему урока "Решение задач на повторение".

- Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость.
- На флаге нашего корабля написаны слова: "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым".
- Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.

- Запишите математическое выражение и вычислите его значение, ответьте на вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать. (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение или отвечают на вопрос, далее самопроверка)

- Что же я хочу вам пожелать?
- Правильно, пожелать я вам хочу удачи.
- Наше путешествие лежит через Историческую бухту, залив Натуральных чисел, озеро Смекалки к острову "Математика - 5".

Бухта "Историческая"

- Отплыв, мы попадаем в бухту Историческую.

Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово "математика" греческого происхождения. Оно обозначает "наука", "размышление"

Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счет времени.

При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приемах счета и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М.В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учености".

Книга Магницкого являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. "Арифметика" сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Нам с вами предстоит изучать математику по учебнику "Математика-5".

Авторы учебника: Наум Яковлевич Виленкин, Владимир Иванович Жохов, Александр Семенович Чесноков и Семен Исаакович Шварцбурд.
- Продолжаем наше путешествие.
Залив "Натуральных чисел"

– Какие числа называют натуральными?
- Ноль не относят к натуральным числам.
- Запишите и прочитайте числа.

2033021
1000000000
9999999
4055007
701304
1006

Переходим к следующему заданию, вам необходимо записать числа:

  • наибольшее четырехзначное число;
  • наименьшее трехзначное число;
  • наибольшее девятизначное число;
  • наименьшее семизначное число.

Продолжим работу с многозначными числами. Запишите числа:

  1. Четыреста восемнадцать.
  2. Девятьсот сорок пять.
  3. Одна тысяча сорок семь.
  4. Пять тысяч триста семнадцать.
  5. Восемь тысяч девять.
  6. Триста тысяч двадцать семь.
  7. Пятьдесят две тысячи одиннадцать.

- Мы повторили чтение и запись многозначных чисел. Давайте вспомним что вы умеете делать с числами? (Складывать, вычитать...)
- Вычислите устно:

100 - 21 =
36 + 65 =
25 ∙ 4 =
2 + 2 ∙ 6 =
34 - 18 : 2 =
42 : 7 - 5 =

- Переходим к решению задачи.
Груша и апельсин весят 630 г, а лимон и апельсин 740 г. Сколько граммов весит каждый фрукт, если вместе три фрукта весят 910 г. (груша 170 г, апельсин 460 г, лимон 280 г.)

- Продолжаем работу с натуральными числами.

Укажите порядок выполнения действий:

9999 : 9 + (506 – 127 · 2 ) · 10 – 13;
1620 + ( 46 - 4 · 8 ) · 10 – 362;

Вычислите:

52843 + 6391 =
93619 - 4056 =
315 ∙ 502 =
5220 : 145 =

Решите уравнения:

361 + x = 513
x - 315 = 802
12 ∙ x = 1212
434 : x = 7

- Что неизвестно в уравнении, как найти?

- А наше путешествие продолжается...

Озеро смекалки

Смекалка во всяком деле выручит.

- Найдите неизвестное число:

Поставьте в квадраты знаки действий так, чтобы равенство было верным.

Поставьте знаки действий, если нужно скобки так, чтобы получилось число 100.

- Ребята, мы с вами успешно добрались до острова Математика-5.
- Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждет много нового и интересного.

- В течение всего учебного года мы будем осваивать этот остров, вспоминать все о натуральных числах, познакомимся с десятичными дробями, узнаем новое об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.

Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!