Первый урок математики в 5-м классе.
Цель урока: обобщение знаний и умений учащихся о вычислительных приемах с многозначными числами.
Задачи урока:
Форма проведения: игра - математическое путешествие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Здравствуйте, меня зовут, Яна Александровна, буду вести у вас уроки математики.
- Прочитайте высказывание: "Нельзя открыть нового мира, не зная старого"
- Как вы понимаете эти слова?
- Как они могут быть связаны с сегодняшним уроком? (Определение темы: "Повторение изученного в 4 классе")
- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? (Постановка задач)
- Откройте тетради, на полях запишите число и тему урока "Решение задач на повторение".
- Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость.
- На флаге нашего корабля написаны слова: "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым".
- Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.
- Запишите математическое выражение и вычислите его значение, ответьте на вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать. (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение или отвечают на вопрос, далее самопроверка)
- Что же я хочу вам пожелать?
- Правильно, пожелать я вам хочу удачи.
- Наше путешествие лежит через Историческую бухту, залив Натуральных чисел, озеро Смекалки к острову "Математика - 5".
Бухта "Историческая"
- Отплыв, мы попадаем в бухту Историческую.
Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово "математика" греческого происхождения. Оно обозначает "наука", "размышление"
Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счет времени.
При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приемах счета и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления.
Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М.В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учености".
Книга Магницкого являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. "Арифметика" сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Нам с вами предстоит изучать математику по учебнику "Математика-5".
Авторы учебника: Наум Яковлевич Виленкин, Владимир Иванович Жохов, Александр Семенович Чесноков и Семен Исаакович Шварцбурд.
- Продолжаем наше путешествие.
Залив "Натуральных чисел"
– Какие числа называют натуральными?
- Ноль не относят к натуральным числам.
- Запишите и прочитайте числа.
2033021
1000000000
9999999
4055007
701304
1006
Переходим к следующему заданию, вам необходимо записать числа:
Продолжим работу с многозначными числами. Запишите числа:
- Мы повторили чтение и запись многозначных чисел. Давайте вспомним что вы умеете делать с числами? (Складывать, вычитать...)
- Вычислите устно:
100 - 21 =
36 + 65 =
25 ∙ 4 =
2 + 2 ∙ 6 =
34 - 18 : 2 =
42 : 7 - 5 =
- Переходим к решению задачи.
Груша и апельсин весят 630 г, а лимон и апельсин 740 г. Сколько граммов весит каждый фрукт, если вместе три фрукта весят 910 г. (груша 170 г, апельсин 460 г, лимон 280 г.)
- Продолжаем работу с натуральными числами.
Укажите порядок выполнения действий:
9999 : 9 + (506 – 127 · 2 ) · 10 – 13;
1620 + ( 46 - 4 · 8 ) · 10 – 362;
Вычислите:
52843 + 6391 =
93619 - 4056 =
315 ∙ 502 =
5220 : 145 =
Решите уравнения:
361 + x = 513
x - 315 = 802
12 ∙ x = 1212
434 : x = 7
- Что неизвестно в уравнении, как найти?
- А наше путешествие продолжается...
Озеро смекалки
Смекалка во всяком деле выручит.
- Найдите неизвестное число:
Поставьте в квадраты знаки действий так, чтобы равенство было верным.
Поставьте знаки действий, если нужно скобки так, чтобы получилось число 100.
- Ребята, мы с вами успешно добрались до острова Математика-5.
- Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждет много нового и интересного.
- В течение всего учебного года мы будем осваивать этот остров, вспоминать все о натуральных числах, познакомимся с десятичными дробями, узнаем новое об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.
Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.