Занятие внеурочной деятельности "Российскою землей рожденный…"

Цель: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • создать условия для восприятия сведений о жизни и достижениях М.В. Ломоносова;
  • формировать потребность, самостоятельно осуществлять поисковую деятельность;
  • формировать чувство патриотизма, гордости за русский народ.

Планируемые результаты:

  • уметь самостоятельно анализировать, выделять главное из полученной информации;
  • осуществлять взаимодействие, уметь работать в группах;
  • формировать ценностные отношения друг к другу.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Давайте мысленно перенесемся в далекое прошлое, на родину маленького Миши…
Слово предоставляется участникам первой творческой группы.

Сценка "Хорошо ли быть Ломоносовым?"

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Миша
  • Дедушка
  • Бабушка

Вед.: Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:
М.: Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.
Д.: А ты попросись, может, тебя в пасынки примут
М.: Хорошо… - машинально ответил Мишанька

Д.: А Ломоносовыми, стало быть ,нехорошо? - подскочил уязвленный дед. - Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя Ломоносова, дарованное мне предками.
Б.: Вот так разошелся у нас дедушко! - с деловитостью хозяйки посетовала бабка Матрена.

Д.: А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия Ломоносовы. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! Ломоносов! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.
М.: А ломаный нос хорошо ли?!

Б.: А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. Д. А полуостровы как называются?
М.: Нельмин Нос, Канин Нос!
Д.: А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник – есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Б.: Будя ужо, развоевался Аника-воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.
Д.: Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – Ломоносов!

Слово учителя

Поморье - родина великого ученого. Становление будущего академика. "На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов.

Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному", - так сказал о Ломоносове В.Г. Белинский. Вторая группа расскажет о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Сообщение учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова

(фрагмент выступления) Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время - зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов родился в – "эпоху, когда Петр I совершал свои великие преобразования". В месте, где родился Ломоносов – никогда не было крепостного права. Крестьяне могли свободно перемещаться, общаться, им были доступны грамота и математические науки.

Ломоносов М.В. (19.11.1711 - 15.04.1765 гг) русский ученыйЛомоносов М.В. (19.11.1711 - 15.04.1765 гг) русский ученый

На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким.

Ломоносов начал учиться в 11 лет. К мальчику в руки попали учебники “Арифметика” Магницкого и “Грамматика” Смотрицкого. Потом он назовет эти книги вратами своей учености. В 14 лет Ломоносов бегло читал и грамотно писал…

В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Было ему 19 лет. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги - грамматика и арифметика.

Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно - греко-латинская академия (“Спасские школы”). В нее и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение. "В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, в седьмой 4 копейки на день".

Ломоносов начал учебу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учебы осилил три класса. Когда Михайло вошел в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.

- Глядите, какой болван пришел с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил: Что с тобой делать? На крышу забросить? Больше над Ломоносовым не смеялись…

Слово учителя

Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины. Третья группа подготовила выступление о достижениях М.В. Ломоносова в области физики и астрономии.

Сообщение о достижениях М.В. Ломоносова

(фрагмент выступления) М. В. Ломоносов ввел в русский язык слово "физика" в XVIII веке, когда в 1746 году в переводе и с предисловием, была напечатана "Вольфианская экспериментальная физика" - первый учебник по физике на русском языке.

Особый интерес Ломоносов проявлял к вопросам строения вещества, теории теплоты, теории упругости газов, природы атмосферного электричества, природы света и цветов, практической оптики.

Работать над теорией строения вещества Ломоносов начал еще в студенческие годы. Одну за другой доказывает Ломоносов теоремы о том, что свойства тел - теплота и холод, удельный вес, цвет, запах, вкус зависят от протяжения, движения и расположения частичек.

Свою научную деятельность М.В. Ломоносов начал, учась в Германии в городе Марбурге, под руководством профессора Христиана Вольфа. В марте 1739 года публикуется его диссертация, в которой заложены основы новой корпускулярной теории строения материи, новой корпускулярной физики и химии.

Ломоносов пришел в 1748 году к открытию одного из величайших законов природы - закона сохранения вещества и энергии.
"Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования, и т.д…" мысли, которых до Ломоносова не высказывал никто.

В 1744 году пишет диссертацию "Размышления о причине теплоты и стужи". Чем теплее тело, тем быстрее движутся его частички. Можно ли представить себе самую большую возможную степень теплоты (температуру)? Так Ломоносов впервые в истории науки ввел понятие об абсолютном нуле температуры.

С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. Для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина. На собрании Петербургской академии наук академики Г.В. Рихман и М.В. Ломоносов должны были сделать доклад об электричестве. Но заседание прервали из-за грозы, т.к. Рихман и Ломоносов поспешили в свои лаборатории. Но Рихман на заседание больше не вернулся. 26 июля 1953 г. во время проведения очередного опыта Рихман погиб, предположительно от удара шаровой молнии.

В 1754 г. Ломоносовым впервые в истории науки была сконструирована "аэродромическая машина", предназначенная для подъема в верхние слои атмосферы термометров и других метеорологических приборов. В 1756 г. – зрительная труба для наблюдения удаленных предметов в сумерки и в светлые ночи. Также он создавал зеркальные телескопы. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов открыл наличие у Венеры атмосферы.

Слово учителя

Свои работы по естественным наукам Ломоносов перевел на ясный язык математических выкладок, формулировок, чертежей. Это дало возможность его последователям дальше двигаться в научном направлении.

"Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два – четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре" (Ломоносов)

В заключение занятия – викторина по теме "Российскою землей рожденный…"

Проведение викторины

1. Эти книги М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учености". Он взял их с собой, уйдя из дома.
а) Жития святых
б) книги С. Полоцкого
в) "Арифметику" Магницкого и "Грамматику" Смотрицкого

2. Назовите фамилию соседа Ломоносова, который дал ему в дорогу 3 рубля. В дальнейшем его сын Федот, получивший образование, стал знаменитым скульптором.
а) Дудин
б) Шубный
в) Морозов

3. В славяно-греко-латинской академии, в которой учился Ломоносов, было 8 классов, воспитанники обучались 13 лет. История сохранила фамилии нерадивых учеников. Так, воспитанник Чепелев дошел до 7 класса за 14 лет обучения (вместо 7), Констатинов учился в 1 классе 5 лет, Ушаков учился в академии 20 лет. А сколько лет учился Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии?
а) 13 лет
б) 8 лет
в) 5 лет

4. Ломоносов-астроном. Наблюдая за этой планетой, М.В. Ломоносов открыл на ней атмосферу. Как называется эта планета?
а) Марс
б) Венера
в) Меркурий

5. Ломоносов изучал атмосферное электричество. Он считал, что физикам нужно проявить некоторую храбрость в таком рискованном деле. Со своим другом они устроили "громовые машины", состоящие из высокоукрепленных (на вершине дерева, на крыше дома) металлических стержней, от которых проволока шла в дом, где находились электрические указатели. Установка не заземлялась. 4 августа 1753 года произошла трагедия – его друг был убит молнией. Как его звали?
а) Рихман
б) Эйлер
в) Штейн

6. Стремясь к созданию русской науки, Ломоносов столкнулся с серьезной трудностью – бедностью русской научной терминологии. Обладая огромным знанием народного и литературного русского языков, Михаил Васильевич быстро находил соответствующее русское слово для передачи научного понятия. Им введено в русский язык много понятий и терминов. Найдите одно из них.
а) Термометр
б) Шкала
в) Радиан

7. В высших учебных заведениях в 18 веке всех стран лекции студентам читали на латинском языке. На каком языке их читал Ломоносов?
а) русском
б) немецком
в) латинском

Заключительное слово учителя

М.В. Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время. Жизненный подвиг Ломоносова, его мысли и свершения вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Они, в известной мере, формируют наш духовный облик, отношение к своей Отчизне. Не будет преувеличенным сказать, что мы были бы несколько иными, если бы в нашей истории не было Ломоносова!

Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет - что год, то пышней!

Мы уж дети его -
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,

И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит:
Память вовек Ломоносов!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!