В мероприятие вошли 4 тура, финал и дополнительные вопросы финала.
Цель игры – проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.
Учебно-воспитательные задачи:
1) развитие творческих навыков учащихся;
2) развитие у учащихся интереса к физике на основе игровых форм обучения;
3) выработка у учащихся 7-х классов умений объяснять наблюдаемые природные явления;
4) научить с уважением относится к другим игрокам, комментировать свой выбор корректно.
Правила игры
(вариант - 1)
В игре может принимать участие весь класс. В первом отборочном туре выбираются 5 человек, которые принимают участие в основной игре. Классу задаются вопросы и желающие отвечают на них, подняв руку, учитывается правильный ответ и кто быстрее поднимет руку. Выкрики с места не принимаются. Учащийся, правильно ответивший на вопрос входит в состав игроков команды и больше в отборочном туре участия не принимает.
В основной игре три тура и финал. В I туре каждому участнику задается по 4 вопроса, во II туре – по 3 вопроса, в III туре – по 2 вопроса. В финале каждому участнику предстоит ответить на 5 вопросов.
После каждого тура команда выбирает «слабое звено». Каждый участник игры на чистом листе бумаги пишет имя того человека кто по его мнению является «слабым звеном». Игрок, которого выбрало большинство участников покидает игру. Те кто выйдут в финал будут бороться за «5». Победитель получает «5», а проигравший «4». Все участники игры садятся на первые парты (или их можно расположить полукругом) по одному.
Ведущим игры является учитель и ему помогают два помощника.
Первый помощник помогает выявлять слабое и сильное звено каждого тура и следит за набранными очками каждого игрока.
Второй помощник следит за «Банком», куда заносятся очки набранные командой. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. Чтобы поместить набранные баллы в банк, следующий игрок должен успеть сказать «БАНК» до того как ведущий начнет произносить вопрос. Если игрок не успел положить очки в банк, то они сгорают. Подсчёт очков лучше вести на доске.
К каждому игроку ведущий обращается по имени, а только потом произносит вопрос, чтобы игроки могли ориентироваться к кому он обращается.
В последнем туре все набранные очки в «Банке» за этот тур удваиваются, в финале в «Банк» уже ничего нельзя положить.
В финале выигрывает тот участник, который правильно ответить на все 5 вопросов. Если после пяти вопросов ничья, то игра продолжается до первого неверного ответа. Если после последнего тура в «Банке» будет больше 25 очков, то все игроки покинувшие игру могут (по усмотрению учителя) получить «4». В другом случае все оценки можно заменить призами.
Ведущий очень корректно комментирует уход игрока ставшего «слабым звеном». Остальные игроки могут комментировать, почему они написали имя того или иного человека. Покидающий игру участник может высказать свое мнение на счёт оставшихся игроков. (К комментариям детей надо подготовить заранее, объяснить им что это игра и обижать словами никого не следует). За оскорбительный комментарий у команды из «Банка» можно снять несколько баллов.
(вариант 2)
Игру можно провести среди параллели 8-х классов. Из каждого класса выбирают по три человека (четыре класса по три человека, итого 12 человек). Каждый игрок должен сделать себе эмблему со своим именем и названием класса. Учащиеся из одного класса становятся рядом.
В игре четыре тура и финал. В каждом туре игрокам задается по 2 вопроса. В финале каждому участнику предстоит ответить на 4 вопроса.
После I тура игроки одного класса выбирают «слабое звено» - учащегося из своего класса. После II тура игроки одного класса выбирают «слабое звено» - по одному игроку из каждого класса. После III и IV туров каждый игрок определяет «слабое звено» из оставшихся учащихся. Каждый участник игры на чистом листе бумаги пишет имя того человека, который, по его мнению, является «слабым звеном». Игрок, которого выбрало большинство участников, покидает игру. Ведущий может одного или двух игроков попросить прокомментировать свой выбор (учатся уважать друг друга, давая корректные комментарии). Покидающий игру участник может высказать свое мнение на счёт оставшихся игроков.
Все участники игры садятся на первые парты (или их можно расположить полукругом) по одному.
Ведущим игры является учитель, ему помогают два помощника.
Первый помощник помогает выявлять слабое и сильное звено каждого тура и следит за набранными очками каждого игрока.
Второй помощник следит за «Банком», куда заносятся очки, набранные командой. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. Чтобы поместить набранные баллы в банк, следующий игрок должен успеть сказать «БАНК» до того как ведущий начнет произносить вопрос. Если игрок не успел положить очки в банк, то они сгорают. Подсчёт очков лучше вести на доске.
К каждому игроку ведущий обращается по имени, а только потом произносит вопрос, чтобы игроки могли ориентироваться, к кому он обращается.
В последнем туре (в IV) все набранные очки в «Банке» за этот тур удваиваются, в финале в «Банк» уже ничего нельзя положить.
В финале выигрывает тот участник, который даст больше правильных ответов. Если после четырех вопросов ничья, то игра продолжается до первого неверного ответа. Если после последнего тура в «Банке» будет больше 35 очков, то все игроки покинувшие игру могут (по усмотрению учителя) получить «4». В другом случае все оценки можно заменить призами. Делаются фотографии на память.
Данная игра проводится в конце ноября.
I тур «Разминка» (24 вопроса на повторение 7 класса).
1. Тело хорошо сохраняет свою форму. В каком состоянии оно находится? (в твердом)
2. С помощью какого блока (подвижного или неподвижного) можно выиграть в силе в два раза? (подвижного)
3. Как называют прибор для измерения давления, большего или меньшего атмосферного? (манометр)
4. Почему охотничьи лыжи изготавливают более короткими и широкими, чем гоночные? (увеличивают площадь поверхности, уменьшают давление на снег)
5. Какая сила совершает работу при подъеме пробки в стакане воды? (сила Архимеда)
6. Почему туман стелется по земле, а не поднимается высоко над ней? (плотность тумана больше плотности воздуха, т. е. он тяжелее)
7. У какого автомобиля: грузового или легкового – больше тормозной путь при одинаковой скорости движения? (у грузового, т.к. масса больше)
8. О веществе известно, что оно не сохраняется свой объём. В каком состоянии оно находится? (в газообразном)
9. Почему после дождя пыль на дороге перестает подниматься? (в процессе диффузии, пыль растворяется в воде и смесь становится тяжелее)
10. При колке дров в полене застрял топор. Как лучше ударить о твердую опору, чтобы расколоть полено: вниз поленом или вниз обухом топора? (вниз обухом топора)
11. Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы? (архимедова сила)
12. Как изменяется скорость протекания диффузии при увеличении температуры окружающей среды? (диффузия протекает быстрее)
13. Кто открыл и исследовал давление, производимое на жидкость и газ? (Паскаль)
14. Мяч, спокойно лежавший на столе в купе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение в движении поезда произошло? (поезд остановился)
15. Зачем на шинах автомашин делают глубокий рельефный рисунок (протектор)? (чтобы увеличить силу трения, т.е. сцепление между колесами машины и землей)
16. Какая сила совершает работу при падении тела на землю? (сила тяжести)
17. Как называют безжидкостный барометр, для измерения атмосферного давления? (барометр-анероид)
18. Почему режущие и колющие предметы оказывают на тела очень большое давление? (у них маленькая площадь режущей поверхности)
19. Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге под уклон? (уменьшается сила трения, машина не может быстро затормозить)
20. Почему при накачивании воздуха в шину автомашины с каждым разом становится все труднее двигать ручку насоса? (давление внутри шины возрастает)
21. Какая сила совершает работу при остановке автомобиля после выключения двигателя? (сила трения)
22. Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
23. Когда совершается работа: при игре на пианино или при влезании на дерево? (на дерево)
24. Как изменяется атмосферное давление с увеличением высоты над уровнем моря? (уменьшается)
II тур «Что новенького?»
(16 вопросов по темам «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества»).
1. Как называется переход тела из твердого состояния в жидкое? (плавление)
2. Как называется главный оптический прибор подводной лодки? (перископ)
3. Чтобы происходила конвекция, где следует нагревать жидкости и газы: сверху или снизу? (снизу)
4. Какой кирпич обеспечивает лучшую теплоизоляцию дома: обыкновенный или пористый? (пористый)
5. Как называется переход вещества из жидкого состояния в твердое? (кристаллизация)
6. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее? (увеличивается скорость движения молекул, а значит увеличивается внутренняя энергия)
7. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной, а не металлической ложкой? (дерево обладает плохой теплопроводностью)
8. Что измеряют с помощью таких приборов: психрометр и гигрометр? (влажность воздуха)
9. В какой обуви теплее зимой: тесной или просторной? (в просторной)
10. От чего зависит скорость испарения жидкости? (от температуры, площади поверхности, от рода жидкости, от силы ветра)
11. Как называется переход вещества из жидкого состояния в газообразное? (парообразование)
12. Почему самолеты красят в светлые тона? (чтобы меньше нагревались, не притягивали излучения)
13. Как называется процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом? (теплопередача)
14. Как называется переход вещества из газообразного состояния в жидкое? (конденсация)
15. Какое из тел: твердое, жидкое, газообразное обладает меньшей теплопроводностью? (газообразное)
16. Какой вид теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение может осуществиться в полном вакууме? (излучение)
III тур «Вопрос с подсказкой»
(8 вопросов с вариантами ответа).
1. Каким прибором нельзя измерить расстояние: метроном, линейка, рулетка, штангенциркуль? (метроном)
2. Кто из ученых был основоположником научного эксперимента в физике: Галилей, Ньютон, Архимед, Ломоносов? (Галилей)
3. Чьей температурной шкалой пользуются в Америке: Кельвина, Реомюра, Фаренгейта, Цельсия? (Фаренгейта)
4. Цвет, которого нет в радуге: зеленый, коричневый, красный, синий? (коричневый)
5. Какой газ преобладает в атмосфере Земли: азот, водород, кислород, углекислый газ? (азот)
6. Как называется оптический прибор для одного глаза: монокль, пенсне, очки, лорнет? (монокль)
7. Какое взрывчатое вещество медики советуют иногда подержать под языком: валидол, тротил, нитроглицерин, порох? (нитроглицерин)
8. Один из первых ученых, работавших на войну, и ставший жертвой этой войны: Архимед, Галилей, Ньютон, Паскаль? (Архимед)
IV тур «Ученые и изобретатели»
(6 вопросов).
1. Великий итальянский астроном и механик 16 века, открывший закон инерции, законы падения тел и первым наблюдавший с помощью телескопа горы на Луне и пятна на Солнце? (Галилей)
2. Русский изобретатель радио? (Попов)
3. Первый в мире космонавт? (Гагарин)
4. Английский химик и физик, первым описавший дефект зрения, заключающийся в том, что человек не различает различные цвета? (Дальтон)
5. Немецкий изобретатель, чье имя носит двигатель внутреннего сгорания? (Дизель)
6. Кто установил правило рычага и открыл закон гидростатики? (Архимед)
Финал «Кто больше?» (8 вопросов).
1. В каком случае мороженное, внесенное в теплое помещение, растет быстрее, если: его положат на стол или завернут в шерстяной платок, а затем положат на стол? (в первом случае)
2. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем белый? (сильнее притягивает солнечные лучи)
3. Почему вода в поллитровой кружке закипает на плите быстрее, чем в большом чайнике? (т.к. масса меньше, то и Q требуется меньше)
4. Какой пар называется насыщенным? (находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью)
5. Имя древнегреческого бога-громовержца? (Зевс)
6. Древнегреческая богиня Луны? (Селена)
7. Создатель теории относительности? (Эйнштейн)
8. Самая загадочная молния? (шаровая)
Дополнительные вопросы (финал).
(4 вопроса тема «Космос»).
1. Наука о вселенной? (астрономия)
2. Одежда космонавта? (Скафандр)
3. Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)
4. Название космического корабля первого в мире космонавта? (Восток)