Цели:
УМК: "Литература" учебник для 8 класса образовательных учреждений. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. М.: Просвещение, 2018.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие, нарисовать на доске сердечко.
Чтение стихотворения о любви.
Беседа
- Счастлив ли человек, который написал эти строки?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Правильно, о любви и счастье. Это будут ключевые слова нашего урока, определяющие тему. (пишу их в сердечке)
- В свете ранее прочитанных рассказов А.П. Чехова "О любви", А.И. Куприна "Куст сирени" мы с вами говорили об отношениях мужчины и женщины, какие они порой бывают сложными, запутанными.
- Эта проблема является своеобразной "пищей" для исследования у многих писателей во все времена. Таковым и является рассказ Бунина "Кавказ", который мы будем осмысливать.
- Предлагаю разделится на 3 группы. Опираясь на содержание прочитанных рассказов Чехова, Куприна, фильмов, спектаклей предлагаю вам создать некую модель идеальных отношений между мужчиной и женщиной.
- Какие чувства должны проявлять любящие друг друга, чтобы быть счастливыми? (запишите на листочек ваши мысли, посовещавшись)
Выслушав представителей от каждой группы, записываем повторяющиеся слова на доску: eважение, доверие, честность, преданность, жертвенность.
- Ненадолго вернемся к сюжетам и поступкам героев Чехова и Куприна. В рассказе Чехова мужчина очень долго взвешивал, считал, копил, размышляя о том, куда он приведет женщину, какой комфорт и уют ей сможет соэдать, затянул с этим, а любовь-то сошла на нет, и улетела птица-счастье! Осталась пустота и одинокая старость.
В рассказе Куприна, мы видим, как молодая супружеская пара проходит все жизненные испытания рука об руку, помогая друг другу, как жена, жертвуя всем, помогает мужу в карьерном росте, буквально растворяясь в муже, проявляя огромное терпение и поддерживая своего своего любимого человека, когда у него были проблемы на службе.
- В рассказе Бунина "Кавказ" мы сталкиваемся с совершенно иной моделью поведения мужчины и женщины. Графически я бы изобразила это так. (на доске рисуем треугольник, сердечко остается в центре)
- Догадались, что это такое?Да, это любовный треугольник. (расставляем фото)
- В моем воображении они такие…
- Предлагаю взбодрить память и углубиться в текст. Рассказ небольшой, но буквально с 1 абзаца мы попадаем в самый эпицентр борьбы за право любить и быть счастливым. Прочитайте 1 абзац.
- О каком плане идет речь?
- Удалось ли его осуществить?
- Каков финал рассказа?
- Читая предыдущие рассказы, мы видели, как герои ссорились, мучились, страдали, но оставались живыми. А у И. Бунина герой, преодолевая жизненные трудности погибает.
- Как называют жанр такого рассказа? ("Трагедия" - запись на доске)
- Третий лишний трагично ушел, застрелившись из двух пистолетов. (картинки пистолетов)
- Препятствие устранено, но состоится ли счастье жены и любовника, будут ли они счастливы? (после ответе конкретизируем тему урока, дописываем последнее ключевое слово темы урока: Несостоявшиеся в сердечко)
- Здесь давайте копнем глубже. Разберемся, почему все трое не могут быть счастливыми. Ведь каждый из них отстаивает право на любовь. Музыка их любви разная и уродливая. Подслушать ее и осмыслить мы можем через слова текста.
- Это и есть инструмент писателя-художника, с помощью которого мы увидим психологический портрет героя. Давайте, их соэдадим.
Работа в группах
Выпишите слова, словосочетания, создающие портрет героев.
На чем основаны отношения этих героев:
Дорисовываем кластер и делаем вывод.
- Сравните наши выводы с идеальной моделью. А теперь скажите,какой урок от Бунина вы возьмете с собой в вашу жизнь?
- Ответ мы запишем под сердечком: не может состояться счастье между мужчиной и женщиной, если в основе отношений лежат страх, ложь, эгоизм, воровство.
- Этот вывод явдяется главной идеей произведения. Это то, ради чего написан рассказ.