Любовь как нереализовавшаяся возможность счастья в рассказах А.П. Чехова

Герои А.П. Чехова зачастую не замечают своего счастья. Они словно бегут от светлого чувства и от себя самих.

Тему любви как упущенного счастья можно встретить еще в ранних рассказах, напечатанных в юмористических журналах.

Любовь, семья словно обходят стороной чеховских героев. Его персонажи ждут любви, ищут счастья, но практически ничего не делают для их достижения. Как правило, герои-мужчины у А.П. Чехова слишком много мечтают и рассуждают, они не способны на поступки. Так, Н.А. Бердяев отмечает, что "мужская любовь частична, она не захватывает всего существа. Женская любовь более целостна".

Мотив возможной, но несостоявшейся любви, присутствует в рассказе "О любви" (1898). Название отражает основную тему произведения. Суть рассказа заключается в том, что Павел Константинович Алехин во время обеда у Дмитрия Лугановича влюбляется в его жену Анну Алексеевну. И ему, и женщине сразу показалось, будто они знакомы вечность: "сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери".

Герой много времени проводит в доме Лугановичей. Его мучает вина перед Анной Алексеевной, ее мужем и их детьми. Алехин и Анна Алексеевна не решаются признаться друг другу в чувствах: "всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду. Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво".

Алехин знает, что его любовь к Анне Алексеевне взаимна, но не может признаться ей в своих чувствах. Он боится навредить товарищу, не может поверить в совместное будущее с Анной Алексеевной, но продолжает относиться к ней с трепетом и нежностью:

"…я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, – понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка, который рассуждает с таким скучным здравомыслием, на балах и вечеринках держится около солидных людей, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, точно его привели сюда продавать, который верит, однако, в свое право быть счастливым, иметь от нее детей; и я все старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка".

Чувство недостижимости счастья гнетет и героиню. Однако ни Алехин, ни Анна Алексеевна на протяжении нескольких лет не принимают никак мер для борьбы за свою любовь. Так же, как и Павел Алексеевич, героиня не дает воли своему чувству. Это связано с ее страхом потерять положение, мужа, детей.

Идея чеховского рассказа заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют влюбленным идти за своими чувствами. Воля Алехина и Анны Алексеевны находится в плену окружающих их обстоятельств. Они неспособны преодолеть принятые обществом нормы и пожертвовать тем, что имеют, ради любви. Главные герои рассказа оказываются слишком слабы, они выбирают следование общепринятой морали, а не любовь.

Именно условности сдерживают Павла Алексеевича и Анну Алексеевну на пути к счастью: "когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить". Лишь в финале главный герой понимает, что, "когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе".

На примере отношений между Павлом Алексеевичем и Анной Алексеевной автор показывает, как человек может убить прекрасное чувство, следуя законам общества. Добропорядочность необязательно приводит к счастью, а счастье может оказаться только призрачным ощущением и уйти, не оставив следа. Любовь находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но чеховские персонажи понимают это слишком поздно. Интересно, что А.М. Скабичевский называл основной причиной несостоявшегося счастья героев их "пустую жизнь, жизнь без цели".

Рассказ "о двух людях, стремящихся вырваться из мира обыденности", являет собой произведение А.П. Чехова "Дама с собачкой" (1898). Дмитрий Дмитриевич Гуров, герой рассказа, женат, имеет детей, однако брак не приносит ему счастья. Примечательно, что до встречи с Анной Сергеевной Гуров презирал женщин, считал их "низшей расой". Отдыхая в Ялте, герой влюбляется в Анну Сергеевну, молодую, честную женщину, вышедшую замуж без любви.

Герои впервые в жизни полюбили. Однако Анна Сергеевна тяжело переживает то, что изменила мужу: "Я дурная, низкая женщина, я себя презираю и об оправдании не думаю. Я не мужа обманула, а самое себя. И не сейчас только, а уже давно обманываю". Оказавшись в сложной ситуации, чеховские персонажи попадают в плен лжи. Они мечтают, но боятся воплотить свои мечты в реальность. Им проще жить иллюзиями, наслаждаться короткими моментами встреч, не понимая, что именно их бездействие приводит к потере счастья.

"Дама с собачкой" – ироническое представление Анны Сергеевны фон Дидериц. Именно такой, блондинкой, гуляющей со шпицем, видит в первый раз ее Гуров. Он ждет, что их знакомство перерастет в очередную интрижку, но он даже не представляет, как ошибается, как изменится его судьба. Курортный роман, мимолетное увлечение оказываются сильным чувством. Это встреча длиною в жизнь, своего рода, насмешка судьбы. Таков смысл названия рассказа.

Герои, действительно, обижены на судьбу, которая, по их мнению, сыграла с ними злую шутку, персонажи несчастны, но они смирились со своим положением, хотя и осознают, что совершили большую ошибку, упустили счастье. Они понимают, что их встреча – самое главное в жизни: "Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках".

По мнению В.В. Набокова, автор дает надежду своим любящим героям, "рассказ в действительности не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможного и определенного завершения их несчастий, или надежд, или мечтаний": "И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается".

З.С. Паперный считает, что "вместе с крахом иллюзий герои А.П. Чехова не гибнут духовно, не предстают банкротами, а всеми силами души устремляются к другому миру, пусть далекому, смутно представляемому, но такому, без которого им нельзя жить".

В.Я. Линков в статье "Художественный мир прозы А.П. Чехова" пишет о том, что у писателя "немало вещей, где совершенно отсутствует любовь. Человек в мире писателя страдает от одиночества и отчуждения. Любовь же – чувство, которое сближает людей сильнее всего". По мнению исследователя, счастливая любовь у писателя встречается довольно редко. Возможно, это объясняется тем, что, как правило, путь к счастью лежит через тропы к довольству и застою души. Однако приведем несколько примеров произведений, персонажи которых, как им кажется, испытывают счастье любви.

Читая рассказ "Беда" (1886), мы видим, как Иван Данилыч Авдеев, купец, владелец лавки, член ревизионной комиссии банка, теряет работу. Его настигают беды, одна за другой: "Затем Авдеев потерял счет в выстрелах, которые делала по нем судьба, и для него быстро один за другим замелькали странные, небывалые дни, и каждый день приносил с собою какой-нибудь новый неожиданный сюрприз". Герои рассказа несчастны, но именно любовь помогает Авдееву почувствовать тепло жизни.

Примером произведения, в котором описывается сила чувства, может служить и рассказ "Любовь" (1886), герой которого влюблен настолько, что готов простить Саше все: "жеванье, возню со штопором, неряшество, длинные разговоры о выеденном яйце. Прощаю я почти бессознательно, не насилуя своей воли, словно ошибки Саши – мои ошибки, а от многого, что прежде меня коробило, я прихожу в умиление и даже восторг. Мотивы такого всепрощения сидят в моей любви к Саше, а где мотивы самой любви – право, не знаю.

Героиня рассказа "Душечка" (1898) Ольга Семеновна Племянникова ищет человека, которому может отдать свое тепло. Влюбляясь, она каждый раз начинает думать, чувствовать и говорить так, как делают это ее близкие. Героиня не имеет собственного мнения, поэтому разделяет взгляды тех, кого любит. Четыре сменяющих друг друга объекта любви Душечки характеризуют повторяемость ситуации и невозможность изменений в образе героини. На протяжении всего рассказа автор пытается ответить на вопрос: "Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради счастья близких?".

По мысли Л.Н. Толстого, А.П. Чехов хотел осудить и высмеять свою героиню, однако на деле, как художник, сделал нечто обратное – воспел ее, овеял своей симпатией. А дочь великого писателя Т.Л. Толстая писала А.П. Пушкину: "...в "Душечке" я так узнаю себя, что даже стыдно. Но все-таки не так стыдно, как было бы стыдно узнать себя в "Ариадне".

Вся жизнь героини заключена в любви, она так же необходима Душечке, как воздух. Но любить, по А.П. Чехову, – не значит копировать любимого человека, слепо повторять его мысли, полностью лишив себя свободы выбора.
Писатель выводит своих героев на дорогу к счастью и оставляет их, как и читателей, предоставляя возможность поразмышлять, как достичь счастья.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: старшие классы, литература