Беседа для старшеклассников с элементами театрализации "Семья. Горькое время и мысли сердца"

Внеурочная деятельность "Великие этические учения" направлена на обобщение и систематизацию знаний по отдельным темам наук этики и эстетики, что должно способствовать расширению коммуникативного пространства старшеклассников.

Занятия позволяют приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека, которые нашли свое отражение в религиозных заповедях, мыслях и высказываниях великих учителей человечества.

Знакомство школьников с первоисточниками (религиозными или философскими текстами), их обсуждение дадут возможность формировать осмысленное ценностное отношение к данным нормам и заповедям.

В рамках проведения в ОО РО литературной недели, посвященной жизни и творчеству М. Горького в 10 классе было запланировано проведение внеклассного мероприятия, интегрированного с историей и литературой "Семья. Горькое время и мысли сердца".

Цель: приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека в семье

Задачи:

  • знакомство с особенностями христианского мировоззрения о семье;
  • осознание социально-этических взглядов на семью;
  • воспитание духовности через принятие нравственных семейных категорий.

Оборудование: презентация, книжная выставка, фрагменты текста "Нового завета".

Ход урока

Дорогие друзья! Приветствуем вас на очередном занятии внеурочной деятельностью. Сегодня продолжаем разговор о христианской этике. Поговорим о любви в семье, которая, как учит Библия, "никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся".

На занятие приглашены коллективы 10 классов, по сути, 2 семьи, надеемся, что они вступят в ролевой диалог по вопросу этической концепции семейных отношений.
Проблема семьи актуальна во все времена. Поэтому хочется помочь вам осознать жизненную необходимость построения гармоничных семейных отношений, их ценность. Ведь каждый мыслящий человек задается вопросом – как жить в семье.

Одни пытаются разобраться в путанице мыслей и чувств, читая художественные книги, другие окрыляют ум и сердце мыслями философов. Каждый по – разному формирует собственное отношение к семье. Но думается, что все ориентируются на нравственный идеал любви, которая имеет духовное начало, делая человека счастливым. Супружеская любовь в христианском понимании – это не только чувство, а влечение, изменяющее человека.

О возможности духовного преображения верующего человека и его самореализации в семье говорится в художественных произведениях. Размышления великих писателей о возрождении семьи никогда не устареют, потому что во все времена человек стремится понять свое предназначение. Мы предлагаем познакомиться с мыслями писателя конца 19 - начала 20 века, чье 150-летие наша страна отметила 28 марта. Итак, великий М. Горький, 5 раз номинированный на Нобелевскую премию по литературе. "Непотопляемый" М. Горький и А. Пешков, которые жили в одном лице.

Максим Горький (28.03.1868-18.06.1936) русский и советский писательМаксим Горький (28.03.1868-18.06.1936) русский и советский писатель

И если Алексей Пешков умер в 1936 году, то Максим Горький в том же году обрел свое бессмертие, потому что поднимал многие социально-философские вопросы, в том числе вопросы, касающиеся взаимоотношений мужчины и женщины. "Семейная" тема у Горького звучала на жесткой, критической ноте. Поднимался вопрос губительной рутины семейной жизни, отчуждающей близких людей. Это было сенсацией! Горький предложил задуматься о необходимости осмысления создания семьи. Его герои рассуждали.

- Мы живем в семье, как велено.
- Кем?
- А – Богом! Забыл?

Без сомнения, отношения семейные являются частью общественных отношений, а потому огромное влияние на них оказывает историческая эпоха, те исторические события, в которые оказывается втянутой страна… Итак, тема нашего сегодняшнего занятия "Семья. Горькое время и мысли сердца".

Речь идет о горьком времени правления Николая 11, прозванного в народе "Кровавый" из-за событий, произошедших на Ходынском поле во время коронации. В тот день пострадало множество семей: 1379 человек погибли во время праздничных народных гуляний, большинство среди них были дети и женщины. Современники дали оценку монарху: "…на престоле находиться годен, но народом управлять не способен…"

А ведь кровавый Николай был добродушным человеком, примерным семьянином, нежно любящим свою жену и детей, которых у него было пятеро. В семье царя была гармония, между супругами духовная близость, а в семьях русского народа смысл установления семейных связей терялся. Было непонятно, как нужно жить в новой истории, когда в индустриальном обществе утверждался новый тип социальных отношений. Революционные потрясения и мировая война разрушили старый мир, а новый еще не был построен. Люди плохо понимали, как им жить дальше, во что верить… Во что верить в то горькое время, когда утрачивается смысл понятия "семья", разрушаются отношения, начинается разлад в семейной жизни.

К этим изменениям в жизни зорко присмотрелся Горький и пришел к печальному выводу, что семья как социальный институт разрушается. Общество становилось цивилизованнее, и процесс распада семьи во всех социальных слоях становился быстрее. Давайте попробуем услышать мысли сердца людей горького времени, которые хотел донести до читателя писатель с мировым именем - М. Горький.

Итак, 1896 г. Дворянская семья. Отрывок из рассказа "Открытие". Попробуем понять представленную сцену.

Вопросы для обсуждения:

  1. О чем говорит героиня и почему?
  2. Как относится герой к ее словам и почему?
  3. Дайте оценку взаимоотношениям супругов.
  4. Позиция какого героя вам близка? Почему?

Попробуем выразить свое мнение по следующему вопросу:

  • Нужно ли выяснять отношения в семье?
  • Свое согласие выражают мальчики, а несогласие – девочки.

Вывод: ваше мнение о конфликтах в семье было интересно слушать. К сожалению, они неизбежны…Главное помнить, что во время конфликта нужно правильно себя вести: не доказывать свою правоту, а убеждать, как делали это вы.

Наше путешествие во времени продолжается. И мы приглашаем на сцену семью рабочих из рассказа "Супруги Орловы". 1897 г. (Отрывок из рассказа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Как обращаются герои друг к другу и почему?
  2. Дайте оценку взаимоотношениям супругов.
  3. Кого вы считаете виновным в семейном разладе? Почему?
  4. Прокомментируйте отношение автора к супружеской паре.

Попробуем выразить свое мнение по следующему вопросу:

  • Нужно ли в семье озвучивать свои потребности?
  • Свое согласие выражают девочки, а несогласие – мальчики

Вывод: В семье можно предупреждать конфликтные ситуации, если научиться слышать о потребностях супругов: они должны быть значимы для каждого из них.

И наконец, 1899 г. Мы приглашаем на сцену героев, которые только планируют создать семью. Представители мещанства и зарождающегося капитализма из романа "Фома Гордеев". (Отрывок из романа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой вопрос ставит героиня перед собеседником и почему?
  2. Какой отвечает герой и почему?
  3. Дайте оценку взаимоотношениям пары.
  4. Если бы у вас появилась возможность встретиться с героями перед встречей, что бы вы им посоветовали?

Попробуем выразить свое мнение по следующему вопросу: Что нужно ставить в приоритет перед вступлением в брак: разум или чувства?
Вывод: чувства нередко вступают в конфликт с разумом. Необходимо учитывать, что внутренняя борьба непростая. Ее исход зависит от концепции внутреннего мира: каждый по-своему воспринимает мир.

Как каждая супружеская пара, образы которой представили ребята. Кстати, какая пара, на ваш взгляд, имеет перспективу развития? Почему?
Как вы думаете, ребята, зачем нужна семья?
В чем ценность семейной жизни?
Давайте вспомним о вечных законах гармоничных отношений в семье. Обратимся к Библии – мудрой книге на все времена. Попробуйте выбрать самую главную мысль из цитат и обосновать ее преимущество.

Итак, ребята, надеемся, вы получили ориентир правильных семейных отношений. И задумаетесь о том, что семья – это сущность человеческой общности. Нам приходится об этом напоминать в наше непростое время информационных технологий. Хотя когда-то этому учили родители. Например, М. Горький подарил сыну Библию с надписью: "Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире".

А в письме к сыну посоветовал: "Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно знать". И вы не забывайте, ребята, что книга – это мысль. Думайте о добром! Мечтайте о светлом! Дружите с хорошими книгами! Приятного чтения!

Размер:
30.73 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: старшие классы, беседа