Научно-исследовательская работа к вопросу о вымирании языков.
В начале своей статьи мы хотели бы объяснить актуальность рассматриваемой темы. Она связана с проблемой глобального вымирания языков, диалектов и наречий во всем мире.
В мире насчитывается около 6000 языков, из которых 60-80 % находятся под угрозой исчезновения. В России, по данным ЮНЕСКО, 136 языков находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми.
Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО в 2010 году. Жизнеспособность языков рассчитывается по 6 критериям, в том числе по передаче языка от поколения к поколению, числу носителей, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества.
Все языки классифицируются по категориям:
Чувашский язык относится к тюркской языковой семье. В булгарской группе чувашский язык является единственным живым языком, но и он получил статус "уязвимого". Мы решили узнать, как дело обстоит с будущим чувашского языка в нашем районе, в нашей школе. С этой целью провели анкетирование в 2 параллельных классах: 8а и 8б.
Ученики 8-а класса учатся по русской программе в школе, а учащиеся 8-б класса – по национальной.
Вопросы были следующие:
Результаты анкетирования показали, что престиж чувашского языка падает, и его передача от старших поколений к детям осуществляется неактивно. Было выявлено, что из семей уходит родной язык, национальные обычаи и традиции. Что же нужно делать, для того чтобы будущее чувашского языка не было столь вызывающим опасения? Совместно с учителями чувашского языка, администрацией школы был создан проект "Возродим утраченную любовь…"
Разделы проекта |
Формы и методы работы |
Мероприятия и результаты |
Развитие речи, знакомство с художественной литературой |
Подбор значимых стихов о школе, семье, Родине на родном (чувашском) языке. Чтение чувашских народных сказок. Словотворчество детей совместно с родителями, театрализованные постановки. |
Изучение стихов о школе, семье, Родине на родном (чувашском) языке. Участие на конкурсах чтецов авторского и собственного сочинения. Публикации творческих работ обучающихся в школьной газете «Наша газета». |
Познавательное развитие |
Мастер-классы по древним чувашским промыслам. Знакомство с уже сложившимися традициями школы. Изучение чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Изучение традиций народов Российской Федерации. Организация встреч с интересными людьми, земляками, чувашскими писателями и поэтами. |
Оформление групповых альбомов семейных традиций Фото - выставка “Мама, папа, я – дружная семья”. Экскурсии в музеи Ведение летописи школы Участие в олимпиадах по чувашскому языку и литературе, технологии, культуре родного края. Проекты «Флора и фауна Чувашской Республики», Экологические тропы, «Маршруты. На пути к неизведанному».
|
Игровая деятельность |
Подборка чувашских народных игр, считалки, поговорки, пословицы и скороговорки. |
Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”, «Живые картинки» по произведениям чувашских поэтов и писателей. |
Театрализованная деятельность |
Театрализация чувашских народных сказок и литературных произведений - совместное творчество детей, учителей и родителей учеников. |
Участие в театральных мини-представлениях «новый год с чувашским акцентом», чувашских народных сказок и литературных произведений. |
Музыкальная деятельность |
Неделя чувашского языка и литературы, ИЗО и технологии, музыки. Организация чувашских народных праздников, хороводов. |
Изучение чувашских народных песен, песен патриотического содержания. Участие в чувашских народных праздниках, проводимых в школе, в районе, в республике. |
Туристическо-краеведческая, природоохранная деятельность |
Изучение чувашских народных состязаний. |
Участие в спортивных состязаниях на празднике «Акатуй», «Саварни», «Сурхи уяв». |
Продуктивная деятельность, рисование |
Обучение традиционным чувашским народным промыслам, способам и приемам их изготовления. «Чувашская вышивка» Проведение ежегодного «Дня чувашского языка». |
Участие в мастер-классах по древним чувашским промыслам. Участие в выставках детского творчества. Изучение основ чувашской вышивки и дизайн чувашского национального костюма. |
Работа с родителями |
Родительская конференция. Конференция отцов, Конференция матерей. Общешкольные и классные родительские собрания. |
Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “Наши традиции”. Участие в фото - выставках. Участие в театрализованных представлениях, изготовление декораций и костюмов к спектаклю. Составление генеалогического древа семьи. |
Взаимосвязь с социумом |
Работа со СМИ: Чувашское телевидение, чувашское радио Профориентационная работа Взаимодействие с музеями, театральными сообществами, Домом детского творчества, Художественной школой. Участие в республиканских соц. Проектах и фестивалях «Отечество» Охват дополнительным образованием. |
Выпуск школьной и классных газет, плакатов, листовок. Познавательные профориентационные экскурсии. Участие в работе кружков по интересам и спортивных секциях. Участие в республиканских социальных проектах и фестивалях по культуре чувашского народа. |
Мы пришли к выводу, что взаимодействие школы, семьи и социума поможет ученикам овладевать нормами общечеловеческой и национальной цивилизации, проявить интерес к народным традициям и обычаям, что в конечном счете приведет к возрождению чувашского языка чувашского этноса и его национального духа.
Мы думаем, что важно сохранять языковое разнообразие. Очень важно беречь свой язык, ведь многообразие жизни (в том числе языков) делают нашу планету красивой и содержательной!