Цель: формирование у учащихся любви и уважения к прошлому, к истории.
Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, книги писателя Н.З. Бирюкова (как наглядный материал), письма с фронта Великой Отечественной войны
Продолжительность: 45 минут
Приветствие, подготовка к занятию, создание благоприятной обстановки.
Музей - это учреждение, где собираются, хранятся различные экспонаты, которые представляют собой историческую ценность , являются памятниками материальной и духовной культуры.
Краеведение - изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением занимаются специалисты, которые обследуют определенный край долгое время.
Параллельно показу слайдов, учитель рассказывает о каждой экспозиции:
Экспозиция о нашем земляке, писателе Н.З. Бирюкове
Н. З. Бирюков родился в небольшом городке Московской области 1 февраля 1912 года, сейчас это всем известный вам город Орехово-Зуево. Маленький Коля был самым младшим в многодетной семье рабочих.
На какое-то время семья вместе с Колей переезжала в Поволжье. В 1930 году во время устранении аварии при строительстве Ликино-Дулевского завода, в котлован хлынула ледяная вода, в последствии Николай очень сильно заболел, в результате- стал инвалидом, кроме рук он не мог двигаться.
В 18 лет быть прикованным к постели для него было очень тяжело, но при поддержки друзей он не отчаялся и стал писать. В 1932 на всесоюзном конкурсе молодых поэтов ему была присуждена вторая премия за стихотворение «Побед не счесть!».
В 1936-1940 годах молодой писатель заочно учился в институте имени Горького на заочном отделении, одновременно занимаясь в институте иностранных языков.
Роман "Чайка", "облетевшая" весь мир, завоевала огромную популярность:
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной Войне
Звучит «Священная война!» (4-11 слайд)
Учитель демонстрируют слайды учащимся, рассказ о экспонатах, времен Второй мировой войны, зачитывает письма с фронта.
Из писем с фронта можно узнать, что наши защитники на войне волновались за своих близких, не переставали думать о них, любая новость из родного края согревала им душу.
В письмах часто сообщалась радостная весть: за отвагу и мужество награждались орденом Красной Звезды или медалью. Сложно представить, что испытала мать, узнав, что ее сынок не просто жив, а отмечен наградой. Экспозиция о предметах быта периода 18-19 веков.
Данная экспозиция называется «Русь народная, Русь изначальная» и имеет этнографическую направленность. То есть мы осуществляем сбор, хранение, изучение предметов, характеризующих культуру и быт крестьян.Вашему вниманию представлена экспозиция «Предметы крестьянского быта». В неё входят орудия труда и домашняя утварь конца XIX - середины XX века.
Учащиеся видят по презентации вещи, которые сейчас вышли из нашего обихода. В каждом экспонате скрыта какая-то тайна, загадка.
Кто бы мог подумать что раньше богатство измерялось в количестве сундуков, что хранили в них приданное, а зеркала могли позволить себе иметь только зажиточные люди, при этом они обрамление делали из дерева, красивое, резное и ко всему прочему украшали рушником, который был в ручную вышит.
В крестьянской семье девочек с пяти лет старались учить прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало.
В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать - самостоятельно устанавливать ткацкий стан.
Учащиеся отгадываю загадки по услышанному материалу.
Не забывайте что музей-это то место, где не только узнаешь много нового и интересного, но и прикасаешься к истории, попадаешь в прошлое, которое так или иначе оставляет в твоей душе неизгладимый отпечаток, в любом случае равнодушным оставаться нельзя.