Урок является продолжением в изучении творчества Р. Брэдбери - рассказ Рэя Брэдбери "Карлик". Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме.
Тип урока по форме организации взаимодействия: урок-семинар с элементами дискуссии (факультативное занятие).
Урок включает в себя методы икт и технологии развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии, а также элементы проблемного обучения.
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, книги Рэя Брэдбери, памятки, буклеты, творческие работы учащихся (рисунки, стихотворения).
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово
Сегодня на очередном факультативном занятии мы погорим с вами о том, что мы считаем ценным, что нас развивает духовно и нравственно. (создается проблемная ситуация, благодаря которой учащиеся сразу погружаются в проблему).
Наша цель – на основе прочитанного вами рассказа выяснить, чем нам грозит равнодушие и жестокость по отношению к людям не таким как мы.
Есть вещи, о которых трудно говорить, потому что совсем немногие способны уловить глубинную суть проблемы, с одной стороны, и очень неловко вторгаться в некоторые переживания, с другой. Рассказ этот касается как раз такой темы — самоидентификация человека с явным физическим недостатком и отношение к нему окружающих.
Карлик и зеркало... Это даже комментировать больно. Маленький человек живет среди обычных людей, он где-то работает, как-то устроен и уже свыкся со своим положением, научился держать лицо, принял навязанную судьбой дистанцию. И вдруг это зеркало. Он видит себя, каким мог бы быть — красивого мужчину, и несостоявшуюся жизнь этого мужчины, которая могла бы быть его жизнью, но никогда не будет.
Он смотрится в это зеркало, как будто зуб больной трогает: знает, что нельзя, больно будет, но всё равно трогает, потому что в боли этой заключено мучительное приближение к несостоявшейся жизни. Он как бы подсматривает в замочную скважину за самим собой.
"Равнодушие"
Слово такое знакомое и такое привычное в наше время, в нем столько граней. Как вы понимаете значение этого слова? (работа над термином, запись в тетрадь).
Определение понятий
Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
Отзывчивость – способность откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им.
Это редкое качество, ведь оно включает в себя и жертвенность, и некоторую долю альтруизма. Далеко не каждый человек способен бросить свои дела ради того, чтобы посвятить личное время, силы и ресурсы решению чужих проблем. А те, кто действительно так может, однозначно заслуживают самого сильного уважения.
Сегодня на уроке мы творчески попытаемся подойти к изучению рассказа, и попытаемся создать разноплановые работы (включая домашнее задание).
С другой стороны наше время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и способность быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески.
Что же такое творчество?
это пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека. Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и "запланированное везение"?
Беседа по вопросам
- Что для вас творчество?
- Какие шедевры вы создаете?
- Что такое шедевр?
Шедевр - исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.
Слово учителя
Наш урок я назвала "Творческий подход к изучению рассказа рэя брэдбери "Карлик". Рассказ, с которым мы будем знакомиться (это может быть первичное знакомство на уроке с анализом отрывков, или работа уже по прочитанному тексту), написан замечательным американским писателем Рэй Брэдбери (выступление учащегося, заранее подготовленный материал о жизни и творчестве писателя, выставка книг).
- О чем может быть рассказ с таким названием? Подумайте в парах (составление кластера). Учащимся раздаются листы а4, в которых они посредине записывают название произведения, и составляют кластер.
Чтение (анализ) первого отрывка.
- Какое настроение возникло у вас при слушании (анализе) текста?
- Какова тема?
- А главная мысль?
- Какой вы представляете Эйми? (составление кластера)
- Каким вы представляете Ральфа? (составление кластера)
- Что странно?
- Счастлив ли он?
- О чем же рассказ? Какова его тема?
- Хотите узнать, что будет дальше?
Чтение (анализ) второго отрывка. Стадия получения информации. Стадия осмысления.
- Что нового узнали о Эйми и Ральфе?
- Карлик. Каким вы себе его представляете?
- Как называется то состояние, в котором находится мистер Биглоу?
- Можно ли назвать его сильным человеком?
- Что повлияло на изменение отношения Эйми к Ральфу?
- Что будет дальше? Предположите. ("древо предсказаний" кластер)
Чтение (анализ) последнего отрывка. Стадия получения информации. Стадия осмысления.
- Что нового узнали о Карлике?
- Что интересного и важного вы узнали о его жизни?
- Почему эйми решила помочь бедному Карлику?
- Как называется такое чувство?
Милосердие. Отзывчивость (работа со словами, запись в тетрадь).
- Что такое милосердие? Что такое отзывчивость?
- Что мы можем сказать о поведении Ральфа? (жестокость, равнодушие)
На партах страницы словаря Ожегова. Прочитайте толкование слов.
- Почему рассказ называется "Карлик"? Почему автор там прямо и назвал свой рассказ?
- Какое название рассказа можете предложить вы?
- Почему эйми хотела подарить зеркало Карлику, ведь оно стоило немалых денег?
- Ожидали такой финал? Как можно его охарактеризовать? (Неожиданный)
- А какой сюжет? (Напряженный)
- рассказ с напряженным сюжетом и неожиданным финалом называется новеллой.
- как вы думаете, что будет дальше? ("древо предсказаний" кластер)
Слово учителя
Рассказ о том, что форма и содержание очень часто в жизни не соответствуют друг другу. Порой у внешне некрасивых и уродливых людей душа и внутренний мир намного богаче, а у обычных - он пустой и насквозь прогнивший. Здесь, как и в некоторых других своих рассказах, автор касается темы ксенофобии.
Внешне уродливый Карлик вызывает у героя рассказа неприятие только исходя из его внешности, а не духовных качеств. Неприязнь это только увеличивается, когда героиня говорит ему о таланте Карлика и вообще начинает испытывать к нему теплые человеческие чувства. Вся эта злость находит свое внешнее проявление в злой шутке персонажа, способной разрушить чужую жизнь.
Рефлексия
Работа на листочках. Сочинение-миниатюра по наличию слов: равнодушие, сострадание, отзывчивость, доброта, милосердие.
Домашнее задание
Иллюстрации произведения по желанию, составление кластера, составление буклета, составление теста (русский, литература), создание видероликов (по желанию).