Технологическая карта урока «Путь в успешную жизнь – ориентация на профессию».
Цель: активизировать процесс профессионального самоопределения, формировать установку на положительное решение проблемы выбора профессии, расширять информационное поле в вопросах профессиональной компетенции обучающихся.
Задачи:
образовательные
- познакомить с правилами выбора профессии (хочу, могу, надо)
- формировать интерес к выбору профессии
воспитательные
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий
- воспитывать чувство ответственности за себя и своё профессиональное будущее
- воспитывать уважение к своим товарищам
развивающие
- развивать внимание, логическое мышление (устанавливать логические связи между объектами), память, речь
- развивать познавательный интерес
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности
Планируемый результат: адекватная система представлений учащихся требований, необходимых при выборе профессии; наличие у учащихся навыков рефлексии; умение работать по алгоритму.
Методы и приёмы: словесные (использование объяснений, пояснений, диалог), практические (выполнение практических заданий, работа с дидактическим материалом), метод игры, наглядный (карточки, презентация), диагностические (рефлексия, самооценивание).
Технология проведения |
Время |
Задания для учащихся |
Деятельность учителя |
1.Мотивация к деятельности и актуализация знаний «Что значит выбирать профессию» |
5 мин |
Мир профессий огромен. И вам предстоит очень важный, может быть самый главный выбор в жизни. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относится наше тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Обсудите в паре «Что значит выбирать профессию?» |
Рассказывает
Поясняет задание, организует работу в парах.
Способствует выработке умения слушать друг друга в паре и делать совместно выводы.
|
2. Создание проблемной ситуации |
2 мин |
Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами задаются многие старшеклассники. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать правильный выбор. |
|
3. Формулирование цели урока. |
3 мин |
Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока? - А какие виды работы мы можем выполнять на уроке для достижения нашей цели? |
Организовывает возможность для целеполагания и прогнозирования деятельности на уроке. |
4.Изучение нового материала
|
3 мин
2 мин
3 мин
|
Что следует учитывать при выборе профессии? Можно сформулировать три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная вами профессия: - чтобы она была интересной (хочу) - чтобы можно было найти работу по специальности (надо) - чтобы профессия соответствовала возможностям (могу). Хочу – это твои Интересы и Склонности. Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы. Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация. Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим. Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда. Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них: На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно. Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты? На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи. На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен. |
Включает проектор и запускает презентацию по теме урока «Путь в успешную жизнь – ориентация на профессию» или «Правила выбора профессии»
Задает вопросы.
|
5. Первичное закрепление изученного материала |
15 мин
|
Профигра «Пантомима» Профигра «Человек-профессия»
|
Организует… (Приложение3,4) |
6. Закрепление изученного материала. |
2 мин
|
Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен». Напишите в тетради пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться. (Самостоятельная работа). 1.Что изменилось? 2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу». 3.Как меняется ваше мнение к деятельности? Необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и в ходе обсуждения разобрать утверждения. |
Организует работу в ученических тетрадях.
Поясняет задание
Наблюдает за действиями обучающихся, оказывает помощь.
|
7. Практическая работа |
|
Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии. 1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию. 2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.). 3. Выбрать наиболее привлекательную профессию. 4. Подробно изучить выбранную профессию. 5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами. 6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант. 7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. |
|
8. Итог урока. |
3 мин |
Ответить на вопросы: О чем мы с вами сегодня говорили? Что важного я сегодня узнал (а)? Что пригодится мне в будущем? Какие правила выбора профессии тебе известны? Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно? Почему важно узнать о профессии как можно больше? Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии? В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле. Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (зона оптимального выбора профессии). |
|
9. Рефлексия. |
2 мин |
Вопросы для рефлексии: Как я оцениваю занятие? Моя работа на занятии? Работа педагога? |
|