Изложена методика проведения проблемной лекции с элементами беседы и дискуссии, которая направлена на изучение, расширение и закрепление теоретических знаний по теме «Система питания дизельных двигателей».
Для преподавателей специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессиональных образовательных учреждений ДНР.
Новые Государственные образовательные стандарты ДНР выдвигают новые целевые ориентиры и требования к достижениям обучающихся на всех этапах образования, а значит и к их профессиональной подготовке.
Основной целью подготовки квалифицированных молодых специалистов является формирование образованной, гармоничной и развитой личности, способной к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, профессиональной и быстрой адаптации к требованиям рынка труда постиндустриального общества.
Для достижения поставленной цели на первом этапе студент выбирает себе будущую специальность согласно своих способностей и интересов, а на втором этапе требует профессиональных знаний, для чего изучает различные профессиональные дисциплины.
Для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» таким фактором является профессиональной модуль ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» с междисциплинарными курсами МДК.01.01 «Устройство автомобилей» и МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Данный модуль способствует формированию способности использовать знания, умения и навыки в области теории и практики для совершенствования работы действующих предприятий автомобильного транспорта, а также квалифицированно организовывать работу в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и охраны труда при диагностировании и техническом обслуживании автотранспорта.
Проблема повышения эффективности визуализации учебного процесса приобретает особую остроту и актуальность на сегодняшний день. Данная проблема решается путём применения в учебном процессе компьютерных технологий, программных продуктов, моделей, плакатов, наглядных пособий, презентаций и составляет основу технологического направления.
Технологические приёмы обучения обеспечивают разноплановость и разноуровневые аспекты, главными из которых можно считать вопросы формирования учебных материалов. Большие возможности открываются на этом пути при внедрении в учебный процесс инновационных методик с применением информационных компьютерных технологий, причем последние применяются как для создания самих материалов, так и для их предъявления.
Решение задачи повышения эффективности цифровых учебных материалов заключается в гармоничном сочетании и логичном структурировании информации, функциональности, реализованной по принципу разумной достаточности, и когнитивного ориентированного оформления компьютерных учебников, пособий, презентаций или сайтов.
Последний аспект является очень широким и фактически включает все направления воздействия дизайна информационных материалов на восприятие информации пользователем: форму, размещение, цвет и т.д.
Красочность является одним из многочисленных достоинств цифровых учебных материалов, презентаций. Будучи «сильнодействующим средством», этот элемент дизайна может нести как положительный, так и отрицательный потенциал воздействия на познавательные функции. Целесообразно определить основные функции цвета, которые следует учитывать их при оформлении материалов учебного назначения.
Человек воспринимает 10 процентов прочитанного, 20 процентов услышанного, 30-40 процентов увиденного, 50 процентов увиденного и услышанного одновременно; 70 процентов рассказанного, 90 процентов сделанного. Это связано с тем, что существует несколько типов памяти: зрительная – визуальная, слуховая – вербальная, обонятельная, осязательная, моторная – кинестетическая, вкусовая.
Поэтому, чем больше органов чувств человека принимает участие в восприятии какой-нибудь информации (учебной), тем большее количество видов памяти они задействуют, а потому воспринятая информация легче воспроизводится. Как гласит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Обоснование темы
Занятие по теме «Система питания дизельных двигателей» проводится в форме проблемной лекции с элементами беседы и дискуссии, которая направлена на изучение, расширение и закрепление теоретических знаний по теме «Система питания дизельных двигателей» и способствует наиболее активному привлечению студентов к учебному процессу.
Тема «Система питания дизельных двигателей» изучается на втором курсе, с последующим расширенным изучением конструкции автомобиля и двигателя на третьем курсе при изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в междисциплинарном курсе МДК.01.01 «Устройство автомобилей». Полученные глубокие теоретические знания пригодятся при изучении других специальных междисциплинарных курсов, таких как МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Современные коммерческие автомобили (автобусы, грузовики различного назначения, магистральные тягачи, строительная техника и др.) оснащены дизельными двигателями. Дизельные двигатели позволяют существенно снизить расход топлива, и тем самым, повысить топливную экономичность автопарка, обеспечивая автомобилю хорошие тягово-скоростные свойства и увеличивая межремонтный пробег. Поэтому изучение темы «Система питания дизельных двигателей» является актуальной.
Организационно-методические указания
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», МДК 01.01 «Устройство автомобилей», Тема 1.1 «Устройство двигателей внутреннего сгорания», тема 1.1.9 «Система питания дизельных двигателей» разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Требования:
- знания из курса физики и химии;
- уметь анализировать, выбирать основную информацию из общего объема, делать логические выводы и заключения;
- навыки подготовки и проведения презентации, работы с текстовым редактором.
Вид занятия: проблемная лекция.
Методы и формы проведения: фронтальный опрос, интерактивная беседа, мультимедийная презентация, просмотр видео материала.
План занятия
Группа |
ОРА14/1 |
Дата |
01.12.2015 |
Специальность |
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». |
Тема занятия |
Система питания дизельных двигателей. |
Цели занятия: |
|
Методическая - |
совершенствование методики проведения лекционного занятия с использованием проблемных вопросов и элементов беседы, дискуссии. |
Дидактическая - |
ознакомить студентов с общей схемой систем питания дизельных двигателей; топливом, которое применяется в дизельных двигателях; особенностями смесеобразования; элементами топливной системы дизеля. |
Воспитательная - |
способствовать воспитанию деловых качеств у студентов, развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, уважение к труду и выбранной профессии, воспитывать дисциплинированность, добросовестность, ответственность за результаты практического применения знаний и умений по изучаемой теме. |
Вид занятия |
Проблемная лекция. |
Форма и методы проведения |
Решение проблемных вопросов, интерактивная беседа, дискуссия. |
Междисциплинарные связи: |
|
обеспечивающие: |
ООД.00 Общеобразовательные дисциплины. Химия. Темы: «Природные источники углеводородов, нефть, газ, и их применение. Охрана окружающей среды». Физика. Темы: «Свойства газа. Давление газа», «Газовые законы. Термодинамические процессы». |
обеспечиваемые: |
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» с междисциплинарными курсами МДК.01.01 «Устройство автомобилей»: Тема 1.6 Использование эксплуатационных материалов и экономия топливно-энергетических ресурсов тема: «Дизельное топливо»; Тема 1.8 Теоретическое обоснование работы двигателей внутреннего сгорания, «Система питания дизельных двигателей»; МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: Тема 2.3 Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. «ТО и ТР системы питания дизельного двигателя». ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины. Гидравлические и пневматические системы. Темы: «Физические свойства жидкости», «Плунжерные насосы», «Роторные насосы», «Аксильно-поршневые насосы», «Поршневые насосы». |
Методическое обеспечение |
рабочая программа, методическая разработка занятия опорный конспект, мультимедийная презентация. |
наглядные пособия |
плакаты системы питания дизельных двигателей, приборы системы питания (ТНВД рядный, V-образный, распределительного типа, насос-форсунка, плунжерная пара и т.д.). видеозаписи: периода задержки воспламенения, работа системы питания и др. |
раздаточный материал |
опорный конспект шаблон. |
Технические средства обучения |
компьютер, проектор мультимедийный. |
Литература: |
|
Структура занятия
1 Организационная часть. |
2 мин. |
1.1 Подготовка аудитории к занятию. |
|
1.2 Приветствие группы. |
|
1.3 Проверка присутствующих. |
|
2 Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия. |
2 мин. |
3 Мотивация обучения. Постановка проблемного вопроса. |
2 мин. |
4 Актуализация опорных знаний. |
14 мин. |
4.1 Беседа со студентами. |
|
4.2 Фронтальный опрос по изученному материалу. |
|
4.3 Комментирование ответов по фронтальному опросу. |
|
5 Изложение нового материала, ознакомление с планом занятия. |
50 мин. |
5.1 Первый вопрос плана. «Дизельное топливо». |
|
5.2 Второй вопрос плана. «Общая схема системы питания дизеля». |
|
5.3 Третий вопрос плана. «Смесеобразование в дизелях». |
|
5.4 Четвертый вопрос плана. Самостоятельная проработка материала. «Система питания дизеля воздухом и удаления отработанных газов». |
|
6. Комментирование ответов и работы студентов. |
2 мин. |
7. Подведение итогов занятия. |
3 мин. |
7.1 Решение проблемного вопроса. |
|
7.2 Выставление оценок в соответствии с активностью работы на занятии. |
|
8. Домашнее задание. |
3 мин. |
8.1 Сообщение домашнего задания (инструктаж). |
|
9 Рефлексия. |
2 мин. |
Ход занятия (в полной версии документа)