Количество часов на год: 35 (17+18) часов;
в неделю 1 час (0,5+0,5)
Календарно-тематическое планирование учебного материала составлено на основе рабочей программы «Технология». 8 класс
Учебник: В.Д. Симоненко, «Технология» 9 класс, М., Вентана-Граф, 2009 г.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание курса
Тематическое планирование по дисциплине
Календарно-тематический план
Список литературы
Перечень нормативных документов
Рабочая программа по технологии создана на основе примерной программы основного общего по предмету; федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО от 05 марта 2004 г. №1089)
Структура документа
Рабочая программа включает в себя 3 раздела:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цель его изучения, основные содержательные линии;
Требования к уровню подготовки обучающихся и основное содержание обучения, с примерным распределением учебных часов по разделам курса.
Пояснительная записка
В связи, с тем, что за период обучения с 5 по 7-ой класс разделы «Черчение и графика» и «Современное производство и профессиональное образование» не были выданы в соответствии с государственными стандартами, по базисному учебному плану 2004 года предмета «Технология» в 9 классе возникла необходимость реализовать стандарт основного общего образования полностью, в процессе изучения предмета «Технология», в текущем учебном году, в 8 классе.
С данной целью была разработана рабочая программа по «Технологии» для 8-го класса, которая учитывает необходимость реализации разделов «Черчение и графика» и «Современное производство и профессиональное образование».
Целью данной программы в разделе «Черчение и графика»:
является обучение учащихся графической грамоте. Овладев данным разделом программы в VIII классе, школьники должны
знать:
- как организовывать рабочее место для выполнения графических работ;
- условно-графические символы и обозначения для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Уметь:
- выполнять чертежные и графические работы от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки, копирование и тиражирование графической документации;
- применять компьютерные технологии выполнения графических работ;
- использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты: выделять, объединять, делать геометрические преобразования фрагментов;
- строить чертёж и технический рисунок;
- читать чертежи, схемы, технологические карты.
Иметь представление:
- о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах,
- видах документации;
- о профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Важнейшей задачей курса — является развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Изучение теоретического материала будет сочетаться с выполнением обязательных графических работ.
Наряду с репродуктивными методами обучения будут использоваться методы проектного обучения, вовлечение школьников в процесс сотворчества.
Отбор объектов для графических работ будет осуществляться, где это возможно, с учётом межпредметных связей (с ОБЖ, физикой, геометрией и др.).
В процессе обучения графике будет широко использоваться учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.
Учитывая действующие требования к образовательному процессу, будут использоваться современные технические средства обучения, изложение материала будет вестись, ориентируясь на графические возможности новых информационных технологий.
При обучении графической грамоте будет уделено особое внимание гуманизации учебного процесса, созданию обучающей деятельностно-творческой среды (мира), где система «Знания, умения, навыки» рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.
В качестве вариантов объектов изображения учащимся может быть предложены изделия народных промыслов — продукты разнообразных технологий: плетение из прутьев, работа с берестой, резьба по дереву, чеканка, гончарное искусство и т. д.;
Целью программы в разделе «Современное производство и профессиональное образование»:
Является сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути, с учётом своих склонностей, способностей состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. В ходе занятий по этому разделу будут решаться следующие задачи:
Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, профессиональной карьере;
Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии, сфер трудовой деятельности к человеку;
Развивать представление о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Овладев данным разделом программы в VIII классе, школьники должны:
знать/понимать:
сферы современного производства;
разделение труда на производстве;
понятия специальности и квалификации работника;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
пути получения профессионального образования;
необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства;
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Основное содержание обучения ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.
Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
ПРОГРАММА VIII класс
1. Введение (2 ч)
Что такое графика? Основные виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график, символы. Краткая история развития графики.
Роль графики в жизни и профессиональной деятельности человека. Графика как средство развития интеллекта человека, его творческих способностей и эстетического восприятия мира.
Графика как важнейшая часть дизайна и технологии. Использование различных видов графических изображений на соответствующих этапах процесса проектирования.
Графика как средство обучения.
Графика как предмет и ее место среди учебных дисциплин. Цели и задачи изучения графики в школе.
Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой. Приемы работы с инструментом. Рабочее место
ученика.
Азбука черчения. Типы линий в соответствии с государственной системой конструкторской документации (ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись на чертежах.
2. Технический рисунок (4 ч)
Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных (горизонтальных, вертикальных и наклонных) прямых, деление отрезков (на глаз) на равные части.
Зарисовка плоских и объемных геометрических фигур на основе аксонометрических и перспективных проекций. Угловая и фронтальная перспектива. Высота горизонта; перспектива с нормальным, высоким и низким горизонтом.
Зарисовка окружности и плоских кривых линий.
Передача объема посредством света и тени; приемы линейной штриховки, шраффировки, точечного оттенения.
Изображение объемных тел с использованием акварельных красок и туши. Техника отмывки. Распыление краски аэрографом.
Передача фактуры материала объемного тела (простейшие приемы).
3. Техника черчения и правила выполнения чертежей (6 ч)
Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружности на равные части (3, 6, 5).
Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.
Понятие о стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Шрифт чертежный. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Основные сведения о нанесении размеров: размерные и выносные линии, нанесение размеров дуги, хорды и угла; нанесение размеров диаметров, радиусов; знаки, указывающие толщину, длину детали; нанесение размеров повторяющихся элементов; расположение размерных чисел.
Применение, обозначение масштаба.
4. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи (4 ч)
Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной плоскости проекций.
Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) — комплексный чертеж.
Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций.
Основные виды — спереди, сверху и слева.
Определение необходимого и достаточного количества видов (на простейших примерах). Выбор главного вида.
Построение третьего вида по двум заданным.
5. Выполнение чертежей и эскизов (4 ч)
Образование поверхностей простейших геометрических тел. Чертежи геометрических тел (многогранники, цилиндр, конус, шар); нахождение проекций точек, линий, вершин, ребер и образующих поверхностей, ограничивающих заданное на чертеже геометрическое тело.
Понятие формы. Анализ геометрической формы предмета (с натуры и по чертежу). Нанесение размеров на чертеже с учетом геометрической формы предметов.
Последовательность выполнения чертежа предмета.
Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.
Выполнение эскизных чертежей — эскизов. Назначение и использование эскизных чертежей. Правила выполнения эскизов.
Построение разверток поверхностей простейших геометрических тел (с натуры и по чертежу).
6. Чтение чертежа (2ч)
Что значит прочитать чертеж (эскиз)?
Словесное описание и анализ формы предмета по чертежу (эскизу).
Выполнение наглядного изображения предмета по его чертежу. Выполнение модели предмета по его чертежу (эскизу). Выполнение чертежа предмета по развертке его поверхности.
7. Элементы компьютерного дизайна (4 ч)
Компьютер как инструмент для художественно-оформительских работ по графике. Компьютерные аналоги чертёжных принадлежностей: кисть, перо, губка; тушь, акварель, гуашь.
Компьютерные художественные шрифты. Шрифтовые композиции.
Плакат. Основные принципы и правила его выполнения.
8. Работа над проектами (9 ч)
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество учебных часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Технический рисунок |
4 |
3 |
Техника черчения и правила выполнения чертежей |
6 |
4 |
Ортогональное проецирование и комплексные чертежи |
4 |
5 |
Выполнение чертежей и эскизов |
4 |
6 |
Чтение чертежа |
2 |
7 |
Элементы компьютерного дизайна |
4 |
8 |
Работа над проектами |
9 |
|
ИТОГО |
35 |
Современное производство и профессиональное образование
Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности (2 ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных организаторских склонностей (КОС-1).
Способности, условия их проявления и развития (4 ч)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.
Природные свойства нервной системы (4 ч)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (4 ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений, внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР).
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (4 ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии (2 ч)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2 ч)
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — человек»;
«человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Про-фессиограммы наиболее распространенных профессий.
Профессиональная проба (2 ч)
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
Проектная деятельность (9 ч)