Конспект урока литературы 5 класс "Басенный мир И.А. Крылова. Осмеяние невежества и неблагодарности в басне "Свинья под Дубом"

Задачи:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству Ивана Андреевича Крылова;
  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющимся средоточием идейного содержания басни;
  • дополнить знания об особенностях жанра басни.

Предметный результат: владеть знаниями о фактах биографии и творчества писателя, уметь воспринимать и анализировать текст, знать жанровые особенности басни, знать определение понятий "басня", "мораль", "аллегория".

Оборудование: презентация, портрет писателя.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
- Здравствуйте, ребята!

Мотивация и актуализация знаний

Учитель читает стихотворение (отрывок) "Кладезь назиданья" Анатолия Болутенко.

Вязь слов, но в них сокрыт урок,
Ведь в мире нет суда прекрасней,
Когда исправится порок,
Но не тюрьмой, а только басней.

Кто хочет слышать, слышит тот
Ее мораль и назиданье,
Избавит душу от забот,
Уймет сердечное страданье.

Смысл басни ясен сразу всем,
В ней только для зверей угрозы,
Она решает ряд проблем,
Чтоб в будущем не лились слезы.

- Ребята, стихотворение называется "Кладезь назидания", что означает источник мудрости, источник морали и знаний.
- Ребята, что автор называет источником мудрости? (басня)

- А какого известного русского баснописца вы знаете? (Иван Крылов)
- Совершенно верно! Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (будем знакомиться с биографией писателя, с его творчеством)

- Да, верно! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с личностью замечательного поэта и мудреца своего слова – Иваном Андреевичем Крыловым, а также погрузимся в мир его художественного слова, проанализировав его басню, только какую, вы узнаете чуть позже!

- Тема нашего урока: "Басенный мир Крылова".
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Запишите тему и эпиграф в тетрадь, а также подумайте, что значит высказывание Батюшкова, русского поэта и прозаика.
- В конце урока мы к этому вернемся.

Слово учителя о писателе

- У каждого народа есть свой великий баснописец, в России им стал Иван Андреевич Крылов. Но, кроме этого, он был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) - русский поэт-баснописец- Этот человек при жизни стал классиком, его творчество было необыкновенно популярным и не утратило своей востребованности до сих пор.
- Давайте теперь узнаем, как прошло детство И.А. Крылова. Нам об этом расскажет … фамилия имя ученика. (Выступает сильный ученик, заранее подготовивший сообщение)

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим.

Маленький Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать же приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Ученье давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

- Спасибо за сообщение! Ребята, а вы знали, что Крылов в детстве посетил наш Оренбургский край? (Учащиеся отвечают)
- Во время пугачевского бунта отец Крылова, армейский офицер, по обязанностям службы принужден был отправиться в Оренбург. Сам он - в должности коменданта - претерпел долгую и мучительную осаду в Яицком городке, а родных отправил в Оренбург, посчитав его более надежным местом, но город вскоре постигла та же участь.

- Воссоединилась семья после немалых тревог и лишений, и в 1775 году навсегда покинула пределы Оренбургской губернии. Память семилетнего мальчика сохранила немало интересных подробностей пугачевских событий.

- А уже в 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить.

- Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- А теперь ответьте на вопрос: что вам запомнилось из жизни Крылова? (Учащиеся отвечают)

Анализ художественного произведения

- Ребята, я ведь совсем забыла вам сказать, мне перед началом урока передали конверт! А в конверте письмо, которое адресовано вам! Давайте его распечатаем и посмотрим, что же там написано! Письмо от одного из героев басни Крылова. (Ученики распечатывают конверт, зачитывают письмо)

- Ребята, подписано письмо? (да, письмо от мартышки)
- Что пишет она вам? (Учащиеся читают)

Дорогие ребята!

Я знаю, что вы сейчас в школе занимаетесь изучением басен Крылова! И совсем недавно я приобрела очень замечательную книгу! И в этой книге я нашла занимательную басню, только другого автора!

Трудное положение

В тревоге и смятении
Встречает сына мать:
- Ну, что по поведению?
- Да троечка опять!

- Ах, что за наказание?
- А чем я виноват?

Домашнее задание
Писал мне старший брат,
Ты делала сложение,

Делил и множил дед.
Но хуже с поведением:
Помощников-то нет!
(С. Погорельский)

- Автором этой басни является С. Погорельский, а называется она "Трудное положение"!
- Вы ведь со мной согласны, что это басня? (Ответы учащихся)

- Мартышка, одна из героинь басен Крылова
- Давайте ответим на вопрос Мартышки, вы согласны, что Погорельский написал басню? (нет!)
- Давайте вспомним, что же такое басня!

- Вам нужно будет выполнить задание: выберите правильный ответ из предложенных. (Учащиеся начинают выполнять задания на карточках)

Задание сильному ученику: определить, кто является родоначальником басенного искусства. (родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в России – Сумароков, Ломоносов и другие)

- Ребята, я предлагаю поменяться карточками с соседом по парте, проверьте друг друга!

Ответы учеников:

Басня – это короткий, чаще всего стихотворный рассказ, где действующими лицами выступают звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди и говорится о жизни

- Верно! Давайте посмотрим на экран и проверим, все ли правильно мы сказали.
- Из каких частей состоит басня? (собственно повествование и мораль)
- А что такое мораль? (мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора)

- Верно! Это те самые строки, которые заключают в себе смысл басни.
- А какое художественное средство используется в басне? (аллегория)

- Давайте посмотрим, что такое аллегория. Аллегория – образное иносказание, образ условен, подразумевается под ним иное. Например, что обычно подразумевается под образом лисы? (хитрость)

Учащиеся выполняют задание в рабочих листах.
- А теперь взгляните на экран, здесь вы увидите список басен Крылова. Мы с вами проанализируем одну басню, а какую, попробуйте догадаться по следующим предметам.
- Может быть, кто-то уже ее читал, а может, кому-то поможет список басен. (Учитель показывает коробку, достает следующие предметы: дерево (дуб), статуэтка поросенка)

- Кто догадался, с какой басней мы будем сегодня знакомиться? ("Свинья под дубом")
- В басне вам встретятся слова с незнакомым для вас значением. Обратите внимание на них в рабочем листе.

Словарная работа

(работа со словарем, записи в рабочих листах)

  1. Прок – польза, выгода.
  2. Невежда - необразованный, малосведущий человек (ни о чем не ведает). Например, невежда он был круглый, ничего не читал.
  3. Невежа - грубый, невоспитанный человек (невежливый), человек с плохими манерами, не умеющий себя вести в обществе.

- Ребята, что значит "в ослепленье бранит"? ("В ослепленье бранит" значит ругает все вокруг, никого при этом не видя, не замечая)
- А что значит "вкушать плоды"? ("Вкушать плоды" значит использовать готовый продукт для собственных потребностей, например: вкушать плоды знания, науки)
- Ну а теперь, давайте послушаем прочтение этой басни! (Чтение басни "Свинья под дубом")

- Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. Нам необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни "Свинья под Дубом". Давайте посмотрим на иллюстрацию к басне в учебнике на стр. 64.

- Скажите, так ли вы представляли себе эту картину? (Учащиеся отвечают)
- Предлагаю вам посмотреть еще другие иллюстрации и выполнить следующие задания.
- Давайте назовем всех героев басни. (Свинья, Дуб, Ворон)

- Какие чувства вызвала у вас Свинья? (отвращение, неприятное чувство, думает только о собственном удовольствии)
- На это указывает и речевая характеристика героини. Как надо читать реплики Свиньи?
- Вспомните прочтение мастера художественного слова (вальяжно, грубо, лениво)

- А почему вы посчитали Свинью именно такой? Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи. ("…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала")
- Какое слово использованы для ее описания? (Неблагодарная!)

- Как вы понимаете, что такое неблагодарность? (неблагодарность – отсутствие чувства признательности оказавшему добро или услугу)
- Ребята, посмотрите на экран! Вы увидите здесь фразеологизмы (устойчивые выражения) со словом "свинья".

- Давайте прочитаем их. Как вы думаете, случайно ли в басню Крылов включает именно образ Свиньи? (нет!)
- Правильно, как вы думаете, что символизирует Свинья, исходя из значений фразеологизмов и прочитанной басни?

- Чтобы правильно определить аллегорию и мораль басни, нам нужно провести пообразный анализ. В ваших рабочих листах есть такое задание. Для каждого героя подберите эпитеты. (Свинья – глупая, самодовольная, жадная, ленивая, эгоистичная, неблагодарная и так далее; Ворон – спокойный, деликатный, мудрый, понимающий; Дуб – мудрый)

- Верно! А почему вы подобрали именно такие эпитеты для Дуба? Как вы думаете, что символизирует этот образ? (Дуб - образ, который противопоставлен образу Свиньи. И А. Крылов продолжил фольклорную традицию, наделив образ Дуба силой, надежностью, мудростью, спокойствием и рассудительностью. Дуб не критикует и не разубеждает Свинью в ее "умозаключениях": он понимает, что это бесполезно. Дуб одаривает Свинью лишь одним очень ярким эпитетом: "неблагодарная"!)

Образ дуба в фольклоре

В традициях многих народов существует культ дуба, считающегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами. Дуб часто олицетворяет мировое дерево.

Дуб, словно могучий богатырь, страж и хозяин, король лесов. Символизирует крепость, стойкость. Дуб очень крепок, не гнется от ветра, но как бы укрывает мир своей раскидистой кроной, особенно если стоит один. Дуб полон сил и готов ими делиться, осыпая землю желудями, кормя лесных жителей, или укрепляя душу путника, приникшего к стволу.

Дуб - символ мощи, крепости, достоинства, мудрости, царственности и щедрости.

- Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье. Прочитайте их. (Учащиеся читают отрывок из басни и зачитывают эпитеты, которые были подобраны для Ворона)
- Как вы думаете, поняла ли Свинья слова Ворона? Почему? Знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет?

- Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве)
- Совершенно верно! Давайте теперь определим аллегорию и мораль басни! (Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Мораль: Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью)

Мораль басни заключается в последних строках ее:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

- А теперь, ребята, давайте вернемся к теме нашего урока: "Басенный мир Крылова". Исходя из нашего анализа, попробуем теперь эту тему дополнить.
- Подумайте, как мы можем это сделать. Мы с вами выявили, какие недостатки Свиньи высмеивает автор, с ними и должна быть связана тема.

- Правильно! Тема урока стала еще лучше и полнее: "Басенный мир Крылова. Осмеяние невежества и неблагодарности в басне "Свинья под Дубом".
- Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?
- Молодцы! Давайте теперь прочитаем басню по ролям!

Итог урока

- Ребята, подписывайте свои рабочие листы и сдавайте!
- А теперь скажите, заинтересовало ли вас творчество И.А. Крылова?

- Нам необходимо подытожить, изучив творчество И.А. Крылова, какие черты характера нам чужды, и мы должны с ними бороться, а какие мы должны в себе развивать? (нам чужды лесть, обман, хвастовство, жестокость, двуличие, высокомерие, а в себе нужно развивать доброту, взаимопомощь, честность, взаимовыручку и т.д.)

- А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Вы записали высказывание Батюшкова. Скажите, как вы его поняли? (Мы знаем, что басни написаны более 200 лет назад, но сейчас как никогда актуальны)

- Каждый человек, считающий себя образованным должен знать и учиться у Ивана Крылова. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
- Хочется закончить урок стихотворением М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Выставление оценок

Рефлексия

- Ребята, предлагаю вам оценить вашу активность на уроке! Раздаю вам листы "Лесенка успеха". Вы видите, что здесь 3 ступени и каждая из них подписана.
- Около кошечки нарисуйте человечка, солнышко, звездочку на той ступени, которая вам кажется ближе.

Домашнее задание

Выучить наизусть басню "Свинья под дубом", прочитать басню И.А. Крылова "Волк на псарне".

Дифференцированное задание:

  1. Нарисовать иллюстрацию к басне "Свинья под Дубом".
  2. Составить кроссворд на тему "По страницам басен Крылова".
  3. Написать ответное письмо Мартышке. Объяснить ей, почему она не права.
Размер:
42.68 Kb
Скачали:
4
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса