Цели урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, "мешок с предметами".
Тип урока: повторительно-обобщающий.
- Мы закончили изучение темы "Древний Восток". Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Повторим знания по теме "Древний Восток": страны, правители, изобретения.
- Будем учиться работать с картой, тестом, кроссвордом, находить ошибки и объяснять их.
- Для достижения поставленных целей нам необходимы следующие знания и умения:
Должны знать |
Должны уметь |
* Географическое расположение стран Древнего Востока * Знаменитые личностиДревнего Востока * Изобретения странДревнего Востока * Основные понятия, характеризующие страны Древнего Востока |
* Находить и показывать на карте страны Древнего Востока * Узнавать личность по изображению, описанию * Соотносить страну и изобретение * Характеризовать страны Древнего Востока |
- Где в жизни вам могут пригодиться знания истории? (ответы учащихся)
- Любой образованный человек должен знать историю не только своей страны, но и других стран мира.
- Такие задания, как тесты, кроссворды, загадки делают уроки более интересными, увлекательными.
- Сегодня урок истории пройдет в форме соревнования двух команд.
- Отгадайте страну, город, реку и покажите их на карте.
Кто мог сказать так?
1. Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: "Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны. Среди них Вавилония, Ассирия, Египет. Все, что я приказывал – ночью ли, днем ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, копьеметатель. (Дарий I)
2. Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. (Хаммурапи)
3. Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона над всеми чужеземными странами. (Тутмос III)
4. По верованиям моего народа, для того, чтобы жить вечно в царстве мертвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Мое тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили один за другим в четыре саркофага. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи нарушили мой покой. (Тутанхамон)
5. Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако бог не оставил нас. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. 40 лет водил я свой народ по пустыне, пока не привел в землю обетованную. (Моисей)
6. Я обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала меня. Далила, узнав, что сила в волосах, обрезала их. Измученный и ослепленный, я сокрушил своих врагов и сам погиб. (Самсон)
7. Я славился богатством и мудростью. Всем известен случай, когда я разрешил спор о младенце, возникший между двумя женщинами. (Соломон)
8. Я величайший из правителей Египта, ведь именно для меня была построена самая высокая в мире пирамида – первое из чудес света. (Хеопс)
Тест
Выберите правильный вариант ответа:
1. На чем писали в Двуречье?
а) на папирусе;
б) на пальмовых листьях;
в) на глиняных табличках.
2. В какой стране были несгораемые книги?
а) в Китае;
б) в Финикии;
в) в Ассирии.
3. Где рабов называли живые убитые?
а) в Ассирии;
б) в Египте;
в) в Китае.
4. Какая река лишняя?
а) Инд;
б) Ганг;
в) Хуанхэ.
5. Священный бык древних египтян:
а) Апис;
б) Сфинкс;
в) Осирис.
6. Слон как священное животное почитался:
а) в Китае;
б) в Финикии;
в) в Индии.
7. Бог древнего Двуречье это:
а) Сет;
б) Анубис;
в) Шамаш.
8. Какой из городов расположен не в Финикии?
а) Фивы;
б) Тир;
в) Сидон.
9. Какое государство было разделено на сатрапии?
а) Египет;
б) Китай;
в) Персия.
10. Какой из этих городов не являлся столицей?
а) Ниневия;
б) Мемфис;
в) Библ.
Физкультминутка
Определить, в какой стране изобретен предмет (вещь) из данного мешка?
Найдите ошибки в тексте, повествующем об Индии.
Страна между Гималаями и океаном. Индия расположена на юге Африки. Берега ее с запада, с востока и с юга омывает Тихий океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.
Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.
Самые широкие и многоводные реки Индии — Инд и Нил. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индейцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индейцы считали себя единым народом благодаря идеям мудреца Конфуция.
- Какие знания мы повторяли сегодня на уроке? (учащиеся отвечают на вопросы)
- Чему вы учились на уроке?
- Решили ли мы поставленные в начале урока задачи?
- Что вам понравилось и запомнилось на уроке? Почему?
- Давайте подсчитаем очки и определим победители?
Подсчитываются очки, определяется победитель. Учащиеся получают оценки.
Домашнее задание
Подготовить сообщение о любой стране Древнего Востока. (задание на выбор)