Урок-игра по истории для 5 класса по разделам "Древние люди" и "Древний Восток"

Повторительно-обобщающий урок истории с применением технологии критического мышления по разделам "Древние люди" и "Древний Восток".

Цели:

  • привитие интереса учащихся к предмету через игру;
  • повышение образовательного уровня;
  • формирование культуры поведения, взаимовыручки.

Оборудование: карточки-задания для команд, картины, аппликации, "волшебный цветок", презентациz.

Ход игры

Играют 3 команды. Домашним заданием было приготовить девиз, название, песню, историческую сценку.

Ни в театре, не у телевизора,
А средь наших школьных стен,
Мы начинаем сейчас
Историческую игру.
Жюри просим занять свои места.

Слово предоставляется командам - название, девиз, песня.

Учитель: Наша игра будет проходить в 2 этапа:

  1. "Древние люди"
  2. "Древние государства"

I этап. "Древние люди"

Задание 1. "Разминка"

  • Подумайте, кто изображен на рисунке - древние люди или животные.
  • Чем древнейшие люди отличались от современного человека.
  • Какие первые занятия были у древних людей.
  • Назвать первые орудия труда древнего человека.

Задание 2. "Работа с текстом"

Вам дан отрывок, вы должны прочитать его, и вставить вместо пропущенных букв слово, которое по смыслу должно быть здесь, т.е. о чем идет в отрывке речь. (огонь)

Отрывок из книги
В непроглядную ночь бежали древние люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетными перед постигшим их несчастьем; … был мертв! Они поддерживали … в трех клетках. Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота. И вот теперь … мертв! Древние люди почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что без … их потомству угрожает гибель.

Учитель: Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей?

Задание 3. Вопросы капитанам команд

  1. Орудие из кости, которое использовалось для рыболовства. (гарпун)
  2. Каменное или деревянное изображение бога. (идол)
  3. Ученый, который производит раскопки. (археолог)
  4. Несколько родов, живших в одной местности. (племя)
  5. Как называли главу племени. (вождь)
  6. Гибкий прут, стянутый тетивой, им можно поразить быстробегущее животное. (лук)

Задание 4. "Сочинители"

Написание творческого задания. Составить рассказ об охоте первобытных людей, начиная его примерно так: "Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоте. Вскоре люди увидели следы…" (используйте опорные слова: копье, мамонт, яма - западня, огонь)

Задание 5. Вопросы командам

  1. Как назывались группы древних людей, в которых они жили. (человеческое стадо)
  2. Это животное называли "кладовая мяса", животное с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. (мамонт)
  3. Слой льда, толщиной до 2х км, покрывший землю около 100 тыс. лет назад. (ледник)
  4. Имя археолога, который первым открыл рисунки древнего человека и где. (пещера Альтаир - Саутуола)
  5. Что изображали древние художники. (зверей, на которых охотились)
  6. Из чего возникло земледелие. (собирательство)


II этап "Древнее государство"

Задание 1. "Картосхема"

Каждая команда получает картосхему древних стран: Междуречья, Китая, Индии. Картосхема имеет лишь ограниченную информацию. Задание - на картосхеме обозначить необходимую информацию, т.е. название рек, стран.

Задание 2. "Исторический документ"

Подумайте, из какого документа могут быть эти выражения, и что вы знаете об этом документе.

  • Если кто-нибудь выведет за ворота дворцового раба и рабыню, он должен быть казнен.
  • Если человек украл имущество бога, он должен быть казнен.
  • Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода прорвала платину, пусть виновный возместит соседям убытки. (Законы царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.)

Задание 3. "Волшебный цветок" (Ромашка Блума)

Ребята, перед вами волшебный цветок. Его лепестки содержат задания для каждой команды (по 2 лепестка) Вы должны сказать, что вы знаете об исторической личности.

Ромашка БлумаРомашка Блума

Задание 4. "Страна и изобретения"

Командам раздаются одинаковые листы, на которых страны и изобретения. Задача - определить, с названием какой страны связано то или иное изобретение.

Карточка с заданиемКарточка с заданием

Задание 5. "Кто первый"

Очки присуждаются той команде, которая первой и правильно будет отвечать на вопросы.

  1. Столица Ассирии "логовище львов" и "город крови". (Ниневия)
  2. В какой стране строилась Великая стена. (Китай)
  3. Священное животное в Индии, кормилица мать. (корова)
  4. На чем писали в Китае во времена Конфуция. (дощечки из бамбука)
  5. Где, в какой стране выращивали: рис, хлопчатник, сахарный тростник, (Индия); оливковое дерево, виноград (Финикии).
  6. Как называлось письмо Двуречья. (клинопись)
  7. Назовите два названия одной и той же страны - Двуречье. (Междуречье, Месопотамия)
  8. Назовите индийские касты. (жрецы, знатные войны, земледельцы, слуги)

Итог урока

Жюри объявляет команду-победительницу.
Учитель: Дорогие ребята! Спасибо вам за активное участие на уроке, и я уверена, что участники нашего сегодняшнего соревнования навсегда станут дружить с историй.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!