Итоговое повторение по истории Древнего мира, 5 класс

Конспект урока итогового повторения по истории Древнего мира "Путешествие в древность"

Цели:
- освоение новых знаний и закрепление материала, изученного учащимися ранее в курсе истории Древнего мира;
- создание условий для формирования глубокой заинтересованности в изучении исторических явлений и процессов, овладение элементарными методами исторического познания;
- воспитание эмоционально- ценностного отношения к истории.

Подготовка к уроку

Заранее ученикам раздается список литературы по теме, предлагается самостоятельно придумать рекламу одной из трех культур (египетской, греческой, римской), объясняются правила игры, приводятся примеры возможных заданий. Готовится иллюстрированный материал: тематические презентации, карточки с заданиями для групп, подбираются видеоматериалы.

Ход урока

1. Мотивация на активное сотрудничество
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио — Вас приглашает
- Сегодня у нас необычный урок . В ходе него мы совершим путешествие по древнему Востоку, Древней Греции и Древнему Риму.

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, в конце урока по количеству полученных жетонов я выставлю вам оценки.
Игра «Эхо» - называют по очереди имена египетских, греческих и римских богов, кто не может справиться с заданием, хлопает в ладоши.
- Мы услышали отголоски истории древнейших государств.
- Настало время перевоплотиться. Закройте глаза и представьте себе, как быстро течет время, перед вами проносятся города, и цивилизации.

Древний Восток

Мы оказались на территории Древнего Востока.
Вспомните, какие страны мы изучили в курсе истории Древнего Востока?
Я, думаю, что, когда мы произносим слова «Древний Восток», вы представляете Древний Египет
1. Реклама страны.
на территории Древнего Востока нас ждет
2. Интеллектуальная разминка (за правильный ответ учащиеся получают серебряную монету):

1. Гробница египетских фараонов.
2. Древнеегипетский знак для письма.
3. Чего больше иероглифов или букв, почему? (иероглиф – слово, а слов больше, чем букв)
4. Какую пользу египтянам приносила кошка? (Поедала крыс и мышей, которые питались зерном и переносили заболевания)
5. Самая высокая пирамида.

6. Бог солнца в Египте.
7. Высокий тростник.
8. Служитель бога.
9. Приспособлении, помогающее поливать земли.
10. Кто вершил суд в царстве мертвых?
11. за какие заслуги этот египетский бог с головой птицы-ибиса пользовался особым уважением у египтян? ( научил египтян читать и писать)
12. Зачем для строительства пирамид фараоны покупали большое количество чеснока и лука? ( на строительстве пирамид было много людей, а чеснок и лук использовались для профилактики заболеваний среди строителей пирамид)

13. Фараоны совершали множество военных походов. В Нубию за золотом. В Ливию за рабами. А за каким металлом они отправлялись на Синайский полуостров.
14. Этот фараон отрекся от отца, провел религиозную контр реформу, женился на прекраснейшей египтянке и умер в возрасте 16 лет. Но именно его гробница открыла нам многие тайны древней истории.
15. Строительный материал в Древнем Двуречье.
16. Древнекитайский мудрец.
17. как звали царя, который собрал огромную библиотеку?
18. Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки?
19. Самая большая держава на Древнем Востоке (персидская)
20. назовите «чудеса света», которые находятся на территории Древнего Востока

3. Достижение Древнего Востока

4. Измерить длину р. Нил до первого порога; до 4-го порга.; Великой китайской стены

Древняя Греция

- наш путь лежит дальше. Отправляясь из Египта на северо-запад мы достигнем Балканского полуострова, где расположились древнегреческие города-государства Спарта, Афины, Коринф и т.д.

1. Реклама Древней Греции
- Древние греки очень любили театрализованные представления. Сейчас мы побываем на одном из таких представлений

2. В древнегреческом театре
Представьте себе, что мы в Элладе Афины представление в театре.
ведущий: Однажды боги устроили роскошный пир. На него позвали всех кроме богини ссор и раздоров Ириды.
Ирида: - Я все равно испорчу вам праздник. Вот яблоко. Сейчас я на нем напишу.
Ведущий: - Ирида незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Афина: - Это мое яблоко.
Гера: - Нет мое.

Афродита: - Верните мое яблоко. Зевс рассуди нас.
Ведущий: - По велению Зевса спор между богинями должен был решить Парис сын троянского царя. Богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом.
Гера: - Я Великая богиня Гера и жена Зевса, присуди яблоко мне и я сделаю тебя властелином всей Азии.
Афина: - Я дочь Зевса Афина и если ты мне отдашь яблоко мне, тоя, помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.
Афродита: - Я богиня любви и красоты Афродита, я от дам тебе в жены самую красивейшую женщину в мире.
Мы с вами посмотрели небольшое театрализованное представление. Какие законы древнегреческого тетра не были соблюдены?

3. Мифы

Число 12 в антично мире считалось священным. На листе перечислено 12 богов. Определите соответствующие в греческой мифологии.
Перед вами следующие предметы: нарцисс, паук, лист лавра. Все эти предметы связаны с древнегреческими мифами. Назовите и кратко перескажите содержание мифов.( о Нарциссе, Арахне, Аполлоне и Дафне)

4. Какие чудеса света расположены на территории Древней Греции? (храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, статуя Зевса в Олимпии)
- на уроках мы говорили только о статуе Зевса в Олимпии, а что вы знаете о других «чудесах света»
5. Перед вами исторические документы. Говорят, если по-настоящему хочешь познать историю, обратись к первоисточнику

6. имена Многие современные имена греческого происхождения. Знаете ли вы о происхождении своих имен? Чье имя греческого происхождения?

Древний Рим

Отправляясь в путешествие из Греции на запад мы окажемся на Апеннинском полуострове, где зародилась римская цивилизация.
1. Реклама Древнего Рима
2. «Своя игра»
Желающие заработать жетоны выбирают тему и номер вопроса, открыв вопрос они увидят его стоимость.

 

религия

 

1

 

2

 

3

 

рабство

 

1

 

2

 

3

 

республика

 

1

 

2

 

3

 

Военное

искусство

 

1

 

2

 

3

Религия
1. (1)Жрица богини огня и домашнего очага Весты.
2. (2)В честь какого бога был назван первый весенний месяц?
3. (3)Божество, покровительствующее императорской власти Рима?

Рабство
1. (1)Так называлось специальное сооружение для гладиаторских игр.
2. (3)По мнению Варрона, к какому виду орудий труда относились рабы ( мычащим, немым, говорящим)
3. (2)Кто возглавил восстание рабов в 74-71гг. до н.э.?

Республика
1. (2)Кто из должностных лиц в Риме мог наложить «вето» на закон?
2. (3)Республика в дословном переводе с латинского означает..
3. (1)В каком году в Риме была установлена республика?

Военное искусство
1. (2)Этот военачальник одержал множество побед, стал диктатором, сосредоточил в своих руках огромную власть, о в расцвете сил был убит в Сенате.
2. (1)Эти военные единицы стали визитной карточкой римской армии.
3. (3)Как назывались войны между Римом и Карфагеном?
3. Боги Древнего Рима. Определите соответствующие в римской мифологии.

4. «Дерево Достижений»
На доске вывешивается заранее приготовленное нарисованное на ватмане дерево без листьев, корни которого подписаны понятием Первобытность. Задача учащихся на листочках написать важнейшие достижения древнейших цивилизаций: Римской, Греческой, Египетской, Китайской, Индийской, Древнееврейской, которые мы используем сегодня.

Итоговый вопрос: Для чего мы должны изучать историю? Что дает нам изучении истории? Какие качества личности воспитывает школьный предмет история?

5. Рефлексия