Цели:
Познавательная: определить основные черты микенской цивилизации, выяснить причины, участников, результаты Троянской войны, причины гибели микенской цивилизации; определить роль поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» в изучении истории Древней Греции.
Развивающая: формирование у учащихся умений работы с понятиями, сравнительной таблицей, с дополнительной литературой, исторической картой, вырабатывать умение работать самостоятельно, в паре.
Воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изучению истории.
Оборудование: историческая карта, иллюстрации «Памятники микенского периода в Греции», дидактический материал (понятия и их значения), сравнительная таблица «Развитие критской и микенской цивилизаций» (незаполненная), рабочий лист с тестами.
Понятия: микенская цивилизация, Троянская война, Гомер, «Илиада», «Одиссея», Г. Шлиман.
На доске – даты:16 в. до н.э.-12 в. до н. э.
Около 1210 г. до н. э.
8 в. до н. э.
Конец 19 в.
Учитель:
1. Как назывались греческие племена, которые в конце 3 тыс. до н.э. вторглись в Грецию? (ахейцы, дорийцы).
2. Как называлось государство. центром которого являлся дворец с правителем? (дворцовое)
3. Почему в критской живописи отсутствуют сцены походов и сражений?
Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем знакомиться с историей микенской цивилизации, создателями которой стали ахейские племена или с Ахейской Грецией – 1-й цивилизацией на территории материковой Греции.
Учащиеся ставят цели урока согласно плана.
План:
1. Ахейское завоевание Греции.
2. «Златообильные Микены».
3. Троянская война.
Учитель: На уроке нам нужно решить проблемное задание - определить основные черты микенской цивилизации -
Учитель: Что такое цивилизация?
Учащиеся: Смотрят на карту, на которой учитель показывает местоположение Микен, формулируют определение понятия «микенская цивилизация», записывают в тетрадь. (цивилизация, получившая своё название от г. Микены на п-ве Пелопоннес, где жили самые могущественные ахейские правители)-(дид. материал вывешивается на доску)
По п.1 параграфа №3 проходит комментированное чтение.
Учащиеся с учителем работают над 1-й частью таблицы «Развитие критской и микенской цивилизаций» - критская цивилизация по вопросам:
1. Время расцвета цивилизации.
2. Что являлось центром государств?
3. Были ли дворцы правителей укреплены?
4. Существовало ли единое государство?
Учащиеся самостоятельно (в парах) работают по таблицы со 2-й её частью - микенская цивилизация. Делают выводы, отвечая на проблемное задание ,поставленное в начале урока.
По п.2 (самост.чтение) учащиеся отвечают на вопрос - Почему греки называли Микены златообильными?
Учитель:
1. О какой черте микенской цивилизации говорит война с Троей?
2. Из каких источников мы можем узнать о Троянской войне?
Учащиеся делают сообщения:
1. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».
2. Миф о начале Троянской войны.
3. Скульптура «Лаокоон»
Учитель: 1. Назовите причину и результат Троянской войны. Самост. работа с п.3( 2 последних абзаца).
1-й в-т Существовала ли Троя на самом деле?
2-й в-т История Микен после Троянской войны.
Учитель: Таким образом ахейцы как и критяне создали дворцовые государства, вели войны друг с другом и с соседями не имели единого государства.
Закрепление: Тесты (взаимопроверка). Ответы на обратной стороне доски.
1. Город Микены расположен на скалистом холме:
А) в Северной Греции
Б) на о. Крит
В) в Южной Греции
2. Троя располагалась:
А) в южной части Балканского п-ва
Б) на о. Крит
В) на побережье Малой Азии
3. Археологические исследования в Трое впервые провел
А греческий историк Геродот
б) ученый-француз Ф. Шампольон
в) ученый-немец Г.Шлиман
4. Причиной Троянской войны было стремление греков:
А) укрепиться на берегах Черного моря
Б) завоевать побережье Малой Азии
В) господствовать на Средиземном море
5. Осада греками Трои закончилась тем что:
А) троянцы разбили войско греков
Б) реки разрушили и сожгли Трою
В) троянцы запросили мира у греков
6. Гомер создал произведения:
А) Рамаяна
Б) «Илиада»
В) «Одиссея»
Учитель формулирует вместе с учащимися основные вопросы, изученные по теме урока, подводит итоги занятия, проводит рефлексию («Настроение учащихся на уроке»)