Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:

  • Федеральных образовательных Государственных стандартов основного общего образования по истории;
  • Федеральной примерной программы основного общего образования по истории;
  • Программы История древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, 2010 г.

Цели и задачи рабочей программы:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX - начале XXI век.

Изменения, внесенные в программу: Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на основе примерной программы по истории, обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе,   авторской программы «История Древнего мира» (Просвещение, 2009 г.), автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая и требований к уровню подготовки учащихся 5 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.) М., «Просвещение», 2006г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г. Часы на пропедевтический курс «Что изучает история» взяты за счет сокращения повторительно – обобщающий уроков, поскольку в авторской и примерной программах нет четкого указания на количество повторительных уроков, а лишь указано резервное время, которое можно использовать на эти уроки.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Рабочая программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 70 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

В данной программе учтена возможность отказаться от строгого следования хронологии, так как различные цивилизации имеют свою, присущую только им, логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития другой. Главное внимание уделяется системообразующим чертам цивилизаций, таким как ведение хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, представление о добре и зле, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир.

Учитывая возрастную характеристику обучающихся, в качестве контролирующих элементов урока взяты игровые методики, а также тестовые формы контроля проверки и оценки знаний и умений учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций. Решение поставленных в рабочей программе задач осуществляется через классно- урочную систему обучения, где уроки различной типологии остаются преобладающим способом обучения.

На уроках используется дифференцированный и персонифицированный подходы: при подготовки проверочных тестовых заданий, подборе  исторических источников, по степени сложности варьируются задания  в контурной карте, подбираются  разноуровневые теоретические вопросы и пр.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и явлений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории наиболее распространенным типом урока является комбинированный, сочетающий в себе элементы повторения, обобщения, контроля знаний с различной методикой изучения нового материала.

Но по окончании изучения  разделов, предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, с элементами контроля и проверки полученных учащимися знаний, умений и навыков.

В ходе изучения материала предусматриваются различные виды уроков в 5 классе уроки игры, уроки путешествия, уроки соревнования, уроки вернисажи.

Чтобы заинтересовать учащихся в изучении материала, развить   мыслительные, речевые, творческие способности  учащихся, на уроках активно применяются различные методы  и приемы обучения. Это решение проблемных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий различной сложности (изображение схемы битвы, составление тестовых заданий по тексту учебника, составление кроссвордов и числовых шарад, подбор цитат и высказываний по определенной теме и пр.).

Оживляет урок и применение игровых моментов, в которых присутствует соревновательный дух (как командный, так и индивидуальный) - применяются групповые и индивидуальные  карточки-задания для проверки хронологии и терминологии, определении последовательности событий, причинно-следственных связей различных событий и явлений исторического процесса. Но эти элементы урока чаще всего применяются на уроках при повторении, обобщении и закреплении материала.

Контроль знаний (устный и письменный) осуществляется через проведение фронтальной беседы, ответы на заранее заданные вопросы, а так же  выполнение тестовых заданий, письменные ответы на теоретические вопросы, составление сравнительных таблиц и пр. Обязательно  в течение учебного года при изучении курса «История древнего мира» проводятся: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.

Предварительный проводится в начале учебного года по заданиям, содержащих материал, изученный  в прошлом учебном году. Текущий контроль  осуществляется  в различной разноуровневой форме при проведении комбинированных уроков.  Тематический контроль проводится на повторительно-обобщающих уроках.

А итоговый – по окончании изучения курса, и содержит в себе задания по всему изученному материалу. Итоговым контролем является и прохождение учащимися  государственной итоговой аттестации. Но в связи с тем, что экзамен по предмету «история» осуществляется учащимися по выбору, в рабочей программе отведены часы на итоговый контроль для всех учащихся.

Наиболее распространенной формой контроля является тестирование (тематическое, на знание фактов, на соотношение фактов и понятий, на установление причин и следствий событий, на группировку фактов). Так же часто используемой формой контроля является работа с документами или с историческими источниками (задания с выбором ответа, задания с открытым кратким ответом,  задания с развернутым ответом).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Общеисторические знания, представления умения:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность  и длительность исторических событий;

- уметь оперировать историческими датами;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

3. Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

- умение анализировать исторические источники.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни людей, занятия людей;

- на основе текста и иллюстраций составлять описание исторических сюжетов.

5. Анализ, объяснение:

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка).

6. Работа с версиями, оценками:

- умение спорить и отстаивать свои взгляды;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.

7. Применение знаний, умений в общении, социальной среде:

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни.

Знания и умения по разделам курса:

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

Скачать полную версию рабочей программы с календарно-тематическим планированием вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!