Тема урока: Решение задач на смеси, сплавы, растворы.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель: коррекция и тренинг изученных понятий и алгоритмов.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Мотивационный этап |
Учитель математики: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, это интегрированный урок математики и химии и вести его будут два учителя. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места |
Определение темы, постановка целей и задач урока
Актуализация и пробное учебное действие
Локализация индивидуальных затруднений и выход из них
Обобщение затруднений
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторения. Оценка результата
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Чтобы определить тему урока, давайте решим следующую задачу: Я приготовила ягодный морс. В один стакан я попрошу одного ученика положить 2 чайные ложки сахарного песка, а во второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане морс слаще? Учитель химии: Я вижу, вы затрудняетесь ответить? Вы не знаете, как это сделать? Давайте, попробуем ответить на вопросы: – Что такое сладкий морс с точки зрения химии? – Почему вы не можете ответить на вопрос задачи? Вы, наверное, уже догадались, какова будет сегодня тема урока? Тема нашего занятия: решение задач на смеси, растворы и сплавы. Все записи будем выполнять в рабочих листах, которые лежат у вас на столах. Учитель математики: часто, когда мы решаем такие задачи на уроке математики, то нам не хватает химического обоснования этих задач. Поэтому на сегодняшнем уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – химической и математической. Исходя из всего этого, какую цель урока мы с вами сегодня поставим? А чтобы добиться цели, что мы должны с вами сделать? Учитель химии: А нужно ли нам это? Актуальна ли наша цель? Для чего же нужно уметь решать такие задачи? Человеку часто приходится часто смешивать различные жидкости, порошки, газообразные и твердые вещества, или разбавлять что-то водой. В обыденной жизни, мы сможем применить свои знания по решению подобных задач, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке. Учитель математики: Стремление к здоровому образу жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы увидеть процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии Вельского района, когда видим долю газообразных выбросов предприятий и транспорта. Выпускник школы должен уметь решать расчетные задачи данного типа и применять свои знания в дальнейшей жизни. Учитель химии: для решения задач необходимо повторить некоторые химические формулы и понятия. С понятием растворы мы сталкиваемся на протяжении всего изучения химии. Продолжите предложения: 1. Раствор состоит из... 2. Растворителем может быть... 3. Для того чтобы приготовить раствор c определенной массовой долей вещества необходимо знать... 4. Запишите в своем рабочем листе формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества, и преобразуйте эту формулу для нахождения массы вещества и массы раствора. Кто напишет на доске? Проверка В своем рабочем листе за каждую правильно написанную формулу поставьте себе 1 балл. (Максимально у вас должно быть 3 балла) - Так что же такое морс с сахаром с точки зрения химии? Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. Наша задача узнать, в каком из стаканов морс слаще, значит, что является веществом в нашем растворе? (правильно, сахар) Таким образом, что нам придется выяснить? Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества или концентрация. Для урока необходимо повторить понятие процента. - Что называют процентом? Установите соответствие: (последовательность из трех цифр) Давайте проверим. Оцените себя - за каждое верное соответствие - 1 балл Одним из основных действий с процентами является нахождение % от числа. Как найти % от числа? Найдите: - Найти 10% от 30 - Вычислите 1) 20% от 70 2) 6% от 20 3) 0,2 % числа 300 Проверяем друг друга, обменявшись рабочими листами, и оцениваем работу по 1 баллу за каждый верный ответ. Учитель химии: Предлагаю вам вернуться к нашей задаче: Задача. У нас есть морс. В первый стакан морса массой 200г положили 2ч. ложки сахара, а в другой – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане морс слаще? Вы не смогли ответить на этот вопрос, т. к. у вас было недостаточно данных. А теперь я вам их добавлю. (1ч.л. содержит 12,5г сахара), (1 кусочек имеет массу 5,6г). Предлагаю поработать в парах, а затем решить эту задачу в ваших рабочих листах, но не просто ответить на вопрос, где морс слаще, а рассчитать массовую долю сахара в 1 и 2 стакане Итак, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане морс слаще?» Почему в первом стакане морс слаще?» За каждую правильно решенную задачу поставьте по 1 баллу. Учитель математики: Давайте вспомним, какие мы знаем математические способы для решения подобных задач? Учитель химии: на уроках химии мы решаем такие задачи с помощью формулы. Решим задачи по колонкам (1колонка – математическим способом, 2колонка - химическим способом, 3колонка – любым на выбор- какой удобнее) 1 колонка - Вычислите массу воды, которую нужно добавить к 50 г 20 %-ного раствора кислоты, чтобы уменьшить её концентрацию до 10 %. 2 колонка - К 200 г 10 %-ного раствора соли добавили еще 25 г. соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ укажите в процентах с точностью до целых. 3 колонка - Смешали 200 г 11 %-ного раствора соли и 350 г 17 %-ного раствора этой же соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ укажите в процентах с точностью до целых. Оцените себя и свое решение, за правильно решенную задачу поставьте себе 2 балла. Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнем. Где еще используются понятия % и смесь? Учитель математики: В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы. Современные психологи утверждают, что решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов решения задачи. Давайте разобьемся на 6 групп Задача. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов сплава, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля? Учитель химии: Проверка на экран. Выводы: У нас был необычный урок? В чём его необычность? Подумайте, какова была необходимость такого урока? Вы все сегодня отлично поработали, показали, что умеете решать задачи разными способами. Теперь пришло время оценить себя. Посчитайте сумму баллов, которую каждый из вас заработал за урок, и поставьте себе отметку. 14-15 баллов - «5» 10-13 баллов - «4» 7-9 баллов - «3» Учитель математики: Вы проделали огромную работу по решению задач на растворы. И надеюсь, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве всех наук и предметов. Достигнута ли цель урока? Подход к решению одной и той же задачи у каждого может быть свой, но он должен привести вас к правильному ответу. Учитель химии: Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. Вспоминая все, то о чем мы с вами сегодня говорили, составьте синквейн на оборотной стороне вашего рабочего листа. Учитель математики: На следующем занятии мы продолжим решать задач на растворы новыми способами, а сейчас запишем домашнее задание. Домашнее задание: на оценку «5» решить задачу тремя способами, на «4» двумя способами, на «3» одним способом. Задача. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%? |
Два обучающихся выходят к доске, кладут сахар в стаканы с морсом Предлагают варианты, в каком стакане морс слаще, поясняют, почему решили так. Приходят к единому мнению, что точно определить не могут. Отвечают на вопросы учителя. Выводят тему урока Записывают тему урока в рабочий лист. Выводят цель урока, формулируют задачи Цель научиться выбирать наиболее оптимальный способ для решения задач. Задачи: вспомнить основные формулы для решения задач Вспомнить способы решения задач Решить задачи разными способами Предполагают, для чего в жизни может пригодиться уметь решать такие задачи (-для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по химии и по математике, - задачи на смеси встречаются на олимпиадах, - для нашей дальнейшей жизни и деятельности) Повторение понятий и формул. Фронтальная работа Ответы обучающихся: 1.(растворителя и растворенного вещества) 2. (вода)
4. Работают в рабочем листе, записывают формулы. Два человека выписывают эти же формулы на доске Проверяют себя (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w) оценивают собственные знания Ответы учащихся (раствор) Приводят примеры (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода) Ответы учащихся (сахар) нам с вами нужно выяснить массовую долю сахара в растворе. Вспоминают понятие процент (1/100 часть величины) Выполняют задание на рабочем листе Самопроверка Самооценка
Ответы учащихся (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.) Самостоятельная работа обучающихся
Работают в парах, решая задачу, отвечают на вопрос, где морс слаще
Ответы ребят (в первом стакане слаще) (больше массовая доля сахара) Самооценка
Вспоминают способы решения задач: а) с помощью таблицы (уравнение или система уравнений) б) конверт Пирсона в) метод прямоугольников г) с помощью модели д) по формуле
Разбиваются на группы, начинают решать выданную задачу конкретным способом 1гр. -конверт Пирсона 2 гр.- по формуле 3 гр.- с помощью модели 4 гр.- метод прямоугольников 5 гр.- с помощью таблицы (задача решается уравнением) 6 гр.- с помощью таблицы (задача решается системой уравнений) Проверяют задачу
Отвечают на вопросы учителя, предлагают варианты, если считают, что такие межпредметные уроки нужны и в дальнейшем.
Оценивают себя.
Обсуждение, достигнута ли цель урока.
Составляют синквейн (пример) Раствор Разбавленный, водный Растворять, смешивать, решать Растворы широко встречаются в быту. Смеси
Записывают домашнее задание. |