Урок химии на тему «Реакции ионного обмена» 8 класс

Урок в технологии деятельностного метода обучения.

Цели образования:

  1. познакомить учащихся с новой формой проведения урока и новой формой усвоения знаний;
  2. выявить условия протекания реакций ионного обмена до конца и случаи их обратимости;
  3. научить применять знания об электролитах, ионах при составлении реакций ионного обмена.

Цели развития:

  1. уметь анализировать каждый случай протекания реакции ионного обмена;
  2. формулировать выводы по сущности протекания конкретной реакции ионного обмена;
  3. сформировать умение составления молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений, пользуясь алгоритмом.

Методы: словесно–наглядный с элементами беседы.

Методика: урок по деятельностному подходу в обучении.

Оборудование: учебник (как средство извлечения новых знаний), демонстрационный опыт: набор необходимых реактивов, опорный сигнал (алгоритм).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Вызов

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы, на этом уроке, сами будете добывать знания, формулировать тему урока. Для того, чтобы урок прошел успешно, там нужно повторить материал, который вам известен. Итак, начнем.

Как вы знаете, ТЭД рассматривает свойства веществ в растворах электролитов. Когда мы смешиваем растворы, вас наверняка, интересует возможна ли реакция в данном случае или нет?

Опыт: провожу демонстрационно четыре реакции: с выпадением осадка (CuCl2 и NaOH), выделением газа (Na2CO3 и H2SO4), образованием малодиссоциирующего вещества (KOH и H2SO4) и реакцию, где нет видимых изменений (AlCl3 и Na2SO4).

Растворы каких веществ мы сливали? Электролитов. Какие частицы присутствуют в растворах электролитов? Ионы. Значит, фактически, мы сливаем растворы ионов.  Значит, при сливании, два раствора обмениваются своими ионами, происходит реакция. Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? О реакциях между ионами. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Реакции ионного обмена».

Наша задача сегодня выяснить, в чем сущность реакций ионного обмена. Когда и почему реакции ионного обмена, в одних случаях, протекают необратимо до конца, а в других случаях нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, повторим основные понятия: электролит, электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы.

 

II. Основная часть

Значит, на сегодняшнем уроке мы будем выявлять условия протекания реакций ионного обмена до конца и случаи их обратимости, а также составлять уравнения реакций ионного обмена при помощи алгоритма. Открываем учебник на стр.40 и читаем. Наша задача, выявить признаки протекания реакций ионного обмена до конца. Обращаемся к опыту: мы к раствору электролита 1 прилили раствор электролита 2, смешали растворы электролитов.

Опыт: CuСl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cu(OH)2↓.

Охарактеризуем продукты реакции, используя таблицу растворимости и материал о сильных и слабых электролитах. Cu(OH)2 является нерастворимым веществом (неэлектролитом), выпадает в осадок, не изображается в виде ионов.

Опыт: Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O

В результате реакции образуется газ, неэлектролит, оксид, не изображается в виде ионов.

Опыт: 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O.

Что такое щелочь в свете ТЭД?

Окраска ф/ф обеспечивается ионами ОН-; после реакции они оказались связаны в молекулу воды – малодиссоциирующее вещество, поэтому индикатор обесцветился, не изображается в виде ионов.

Опыт: 3Na2SO4 + 2AlCl3 = 6NaCl+ Al2(SO4)3

Т.к. нет признаков реакции, она является обратимой.

Вывод: мы выяснили, что причина наблюдения признаков реакции  - образование неэлектролита. Теперь сформулируем определение реакций ионного обмена. В каких случаях они протекают необратимо до конца? Мы с вами выяснили, что такое реакции ионного обмена, а теперь составим алгоритм написания ионных уравнений.

Я напоминаю алгоритм написания уравнений.

CuСl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cu(OH)2↓.

Cu2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + 2Cl- + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

 Составление единого верного алгоритма.

(раздаточный материал).

Первичное закрепление:

на доске пары веществ.

Проблема: между какими из них возможны реакции ионного обмена.

а) сульфат меди и гидроксид калия;

б) гидроксид натрия и азотная кислота;

в) карбонат калия и соляная кислота;

г) хлорид магния и нитрат цинка;

 

III. Рефлексия

а) Самостоятельная работа.

Составить уравнения реакций ионного обмена в полном ионном и сокращенном ионном виде по вариантам:

Iв. BaCl2 и Na2SO4

IIв. AgNO3 и HCl

б) Собственно рефлексия.

На доске закреплены стаканчики: осадок, газ, малодиссоциирующее вещество, обратимая реакция. Ученикам на парты предложена лента со значками (↓,↑, Н2О, ↔), они выбирают любой значок и прикрепляют к соответствующему стаканчику:

↓,↑, Н2О – я понял.

↔ не совсем понял, тема требует доработки.

IV. Домашнее задание

§12. упр.1 стр.41.

Тема «Реакции ионного обмена»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реакции ионного обмена – реакции между электролитами, которые происходят в результате обмена их ионами, с образованием неэлектролита.

 

 

 

Условия протекания реакций ионного обмена до конца:

1. выпадение осадка

2. выделение газа

3. образование малодиссоциирующего вещества.

 

 

CuСl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cu(OH)2↓.

Cu2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + 2Cl- + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ 

 

 

 

С обратной стороны доски прописанные уравнения, чтобы учащиеся могли проверить себя.

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl

Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = BaSO4 ↓+ 2Na+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- = BaSO4

 

AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3

Ag+ + NO3- + H+ + Cl- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Ag+ + Cl- = AgCl↓

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер:
11.5 Kb
Скачали:
14