Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями. Химия 8 класс

Тема: Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями, кислотами и солями. Нахождение и круговорот некоторых неорганических веществ в природе. Соленые озера в Республике Казахстан и их значение.

Цели урока.

Знать: понятия и классификацию классов неорганических соединений.
Уметь: составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду.
Анализируют: взаимопревращениях веществ разных классов.

Ожидаемый результат.

Все учащиеся смогут: сформулировать понятие оксидов, оснований, кислот и солей, составлять формулы неорганических соединений.
Большинство учащихся будут уметь: составлять генетические ряды химических элементов и осуществлять химические реакции в соответствии с его генетическим рядом.
Некоторые учащиеся смогут: анализировать взаимопревращения веществ.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, доска, карточки с заданиями, реактивы, лабораторное оборудование.

Деятельность

Учителя

Ученик

Организационный момент

Проверка отсутствующих.

Психологический настрой 

Эпиграф урока (Слайд 1)
«Все что нас окружает, да и мы сами, состоит из веществ, которые способны превращаться друг в друга.» Вернадский В.И.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Создание коллаборативной среды.

Актуализация знаний

Экспресс - опрос (Слайд 2)

  1. Какие классы соединений вы уже знаете?
  2. Дайте определение оксидам
  3. Приведите примеры классификации оксидов.
  4. Дайте определение кислотам  
  5. Классификация кислот
  6. Дайте определение основаниям.
  7. Классификация оснований.
  8. Дайте определение солей.
  9. Классификация солей
  10. Как изменяется окраска индикатора в растворах оснований и кислот (Слайд 3)

Первое задание «Собери рюкзак» (Слайд 4)

План характеристики вещества:

1. Определение

2. Классификация

3. Примеры

      А. Оксиды – это…

      В. Кислоты – это…

      С. Основания – это…

      Д. Соли – это…

Второе задание «Водопад веществ» (Слайд 5)

Распределите вещества по классам 

Al2O3, Mg(NO3)2, H2SO4,CO2, Ca(OH)2, Na2O, H2CO3, Mg, K2O, NaCl, KNO3, H2SiO3, MgO,  Na2SO4,N2O5, NaOH, Ca, ZnCl2, CaCO3, Cl2O7, HCL, AL(OH)3, C, ZnSO4, AL2(SO4)3, H2SO3, Mg(OH)2, SiO2

Третье задание «В пещере колдунов» (Слайд 6)

Вместо пропусков вставьте формулы веществ и нужные коэффициенты

MgO + …….. = MgCl2 + H2O

……..+ H2SO4 = ZnSO4 + H2

NaOH + HCl = …….+H2O

Отвечают на вопросы.

Накопление звезд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид. работа

 

 

 

 

 

 

Работа у доски

Целеполагание

Озвучивание темы. (Слайд 7)

Определение целей урока (Слайд 8)

Совместная постановка целей.

Изучение нового материала

Главный вопрос урока: Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом? (Слайд 9)

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент. (Слайд 10)

Какие виды генетических рядов принято выделять?

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl (Слайд 11)

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

 металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл. Например:Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu (Слайд 12-13)

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

Например: P→ P2O5→ H3PO4 →Na3PO4 (Слайд 14)

б)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл → кислотный оксид → соль→  кислота → кислотный оксид → неметалл

 Например:Si→  SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si (Слайд 15-16)

Попробуем разобраться!? (Слайд 17)

Задание № 1. Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

Группа 1:

Ca(OH)2, HCl, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.

Группа 2:

Zn, NaOH, Zn(OH)2, MgO, CO2, Mg, ZnO, ZnCl2.

Группа 3:

NaOH, HNO3, Ca, Na2O, CO2, Na, NaNO3, Cl2.

Группа 4:

Mg(OH)2, Ca, HCl, Mg, MgO, CaCl2, Mg(NO3)2, Cl2. (Слайд 18)

Изучив дополнительный материал к уроку составить кластер соленые озера Казахстана.(Сл 19)

Беседа с учащимися

 

 

Запись в тетрадь   

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговое обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой

Индивидуальное задание

 

 

 

Составляют генетические ряды и осуществляют превращения

 

 

Диалоговое обучение

Итог урока

Вывод: (Слайд 20)

Вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений связаны друг с другом

Взаимосвязь веществ отражена генетическими рядами

Выделяют генетические ряды металлов и неметаллов

Общая взаимосвязь классов неорганических соединений называется генетической

Совместное подведение итога урока

Закрепление

 Из данных веществ составьте  генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2

IIвариант: Na2SO4,NaOH, Na,  Na2O (Слайд 21)

Индивидуальная работа

 

 

 

Составляют ряды

Домашнее задание

§ 49 Упр 5,8 Стр 128 (Слайд  22)

Записывают в дневник.

Оценивание

По количеству набранных жетонов. Комментирование оценок.

 

Рефлексия

С помощью стикеров (Слайд 23)

Прикрепляют стикеры

 

Размер:
32.46 Kb
Скачали:
38

Метки к статье: конспект урока, химия, 8 класс