УМК «Химия» О.С. Габриелян
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для изучения понятий о реакциях обмена, реакциях нейтрализации, условиях протекания реакций обмена до конца.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
регулятивные:
- учить формулировать цель своей учебной деятельности
- планировать пути достижения цели
- оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
коммуникативные:
- организовать работу в группах по заполнению опорного конспекта урока
- умение формулировать собственное мнение; умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата; планировать свою деятельность; сравнивать, анализировать; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества; обмениваться знаниями между членами группы для формулировки общих выводов
- сотрудничать с учителем
познавательные:
- экспериментально решать задачи и делать выводы;
- осуществлять поиск информации с использованием текстовых материалов (учебника)
- давать определения понятиям
- устанавливать причинно-следственные связи
- строить логическое рассуждение
- объяснять явления и процессы.
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Ресурсы урока:
- учебник (текст)
- раздаточный материал (опорный конспект, карта взаимооценки)
- ЭОР
- лабораторное оборудование, реактивы
- таблица растворимости
Дидактическая структура урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
УУД |
Приложения |
Организационный момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку Создаёт доброжелательную атмосферу урока |
Проверяют и готовят необходимые принадлежности для урока |
Регулятивные: создать условие для достижения цели урока Личностные: умение сконцентрироваться. Слушать и слышать. |
Опорный конспект для каждого учащегося, карта взаимооценки |
Проблематизация, актуализация, мотивация |
Учитель использует метод мозговой штурм. 1. Какие типы химических реакций вы знаете?? 2. Какие из них экзотермические, какие эндотермические? 3. Условия протекания реакций замещения? 4. Назовите вещества и расставьте коэффициенты 5. Найдите ошибки в данных уравнениях Стадия вызова Учитель обращается к классу «Ребята, придумайте примеры из жизни, которые иллюстрируют определение понятиям «реакции соединения, разложения, замещения». Далее, ребята, скажите, вы друг с другом чем- нибудь обмениваетесь? В науке химии тоже есть реакции, которые друг с другом чем-то обмениваются. Ребята, что мы будем изучать на уроке, какова цель? |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Слушают учителя, приводят примеры реакций из жизни.
Ребята формулируют тему и цель урока « Опытным путём рассмотреть условия протекания реакций обмена» |
Познавательные: умение моделировать, сравнивать,выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений,сопоставлять, давать определение понятиям Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Выражать своё мнение и аргументировать его Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу. |
На слайде примеры химических реакций
|
Первичное ознакомление с материалом |
Учитель объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий.. Напоминает о ТБ и ОТ (учитель – консультант, помощник). |
Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах. В это же время заполняют опорный конспект по своему вопросу. 1 группа: Схема реакции обмена, определение понятия « реакции обмена» 2 группа: Проведение реакции между NaI и Pb (NO3)2, экспериментальное доказательство выпадение осадка в результате реакции 3 группа: Проведение реакции между NaOH и HCI, реакция нейтрализации 4 группа: Проведение реакции между Na2CO3 и HNO3, экспериментальное доказательство выделения газа в результате реакции |
Регулятивные: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров. Познавательные: умение структурировать текст, выделяя главное; давать определения; навыки правильного написания химического уравнения; проводить эксперимент. Личностные:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, высказывание своего мнения Коммуникативные: умение работать в группе, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. |
|
Отработка и закрепление нового материала |
Учитель-организатор, слушатель (слушает учащихся, дополняет их ответ, если требуется) |
Защищают свои результаты работы, выступая перед классом. Слушатели заполняют опорный конспект. |
Познавательные: объяснять явления, процессы в ходе исследования Коммуникативные: сотрудничество, контроль, коррекция при роботе в группе, умение аргументированно говорить, слушать и слышать, комментировать Регулятивные:планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации Личностные: умение вести диалог, установление равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группах |
|
Обобщение, систематизация, применение |
Учитель предлагает путём сопоставления типа химической реакции с буквой в строке, определить зашифрованное слово « ХИМИЯ». Взаимопроверка. Учитель предлагает выполнить задание на опорных листах: закончить реакцию обмена. Далее группы обмениваются своими опорными конспектами, производят взаимопроверку. |
Отгадывают зашифрованное слово
Учащиеся выполняют задание на опорных конспектах, после выполнения обмениваются ими с другими группами. |
Познавательные:умение моделировать, сравнивать,выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений,сопоставлять Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Личностные: выражать своё мнение. Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу. |
Слайд «Отгадай зашифрованное слово»
|
Обратная связь |
Стадия рефлексии. Учитель предлагает оценить работу других групп. Обращается к классу, посмотрите на свои результаты работы, сделайте вывод о том, при каких условиях реакции обмена идут до конца Реакции обмена идут до конца:, Если выделится газ - Учитель предлагает оценить результат своей работы на уроке одним из смайликов |
Оценивают работу других групп
Формулируют условия протекания реакций обмена до конца
Читают стихотворение, тем самым, подтверждают правильность своего ответа.
Рисуют смайлик у себя в тетради. |
Личностные: моя позиция Регулятивные: оценка своей деятельности и деятельности других учащихся Коммуникативные: умение выражать свои мысли и чувства |
Слайд «Стихотворение про реакции обмена»
Слайд «Моё состояние на уроке» (варианты смайликов) |
Домашние задания |
Формулирует д.з., даёт краткое объяснение по его выполнению |
Записывают домашнее задание |
Личностные: выбор Регулятивные: записывание Коммуникативные: общение с учителем |
|