Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать понятие о способности кислот реагировать с металлами с выделением водорода, о вытеснительном ряде металлов.
Задачи:
- Продолжить формирование знаний о кислотах и их свойствах;
- Сформировать понятие «вытеснительный ряд».
- Закрепить понятие о реакциях замещения.
- Продолжать развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип, а также практических умений постановки эксперимента.
- Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к лабораторному оборудованию и экологическую культуру.
Учащиеся должны знать:
Понятия: кислоты, реакции замещения, ряд активности металлов.
Учащиеся должны уметь:
Называть: признаки протекания химических реакций, вещества по химической формуле;
Определять: тип химической реакции, качественный и количественный состав веществ по формулам, валентность кислотных остатков;
Различать: кислоты по формулам;
Характеризовать: химические свойства кислот, качественный и количественный состав кислот;
Читать: формулы кислот, уравнения химических реакций;
Обращаться: с химической посудой, лабораторным оборудованием, растворами кислот;
Пользоваться: правилами безопасного поведения в химическом кабинете, инструкцией при выполнении лабораторного опыта.
Ход урока
- Добрый день! Говоря вам эти слова, я желаю всем добра, успеха и удачи!
На доске девиз урока:
Рис. ключа, внутри слово «наука»
«Ключом к любой науке является вопрос» О.Бальзак
- Вот и у нас на уроке сегодня будет много вопросов:
- Вы знаете, что в кабинете химии нельзя употреблять пищу, почему же у нас на столе лимон, яблоко, уксус, шоколад?
- Что здесь лишнее?
- Как определить, в какой из двух бутылочек находится кислота?
- Впереди всегда здесь «аш»
А за ним – что остается.
Она щиплется и жжется
И на первый взгляд проста,
А завется - …(кислота).
1. На доске записаны формулы веществ, необходимо выбрать кислоты: HNO3, SO3, H2SO4, N2O,FeCl3,H3PO4,N2O5
2. Найти лишнее: HCl, H2S, H 2CO3
H2O, H3PO4, HNO3
HBr,CH4 ,H2SO3
3. Исправитьошибки: H2Cl, HS, H 3CO
4. Найти соответствия:
А) угольная 1. H3PO4
Б) азотная 2. HCl,
В) сероводородная 3. H 2CO3
Г) фосфорная 4. HNO3
Д) серная 5. H2SO4,
Ж) хлороводородная 6. H2S,
5. «Продолжи высказывание» (первые 5 заданий, затем обменяться листочками и проверить у соседа).
Проверяем фронтально.
6. Работа с учебником, стр. 120.
- реакции какого типа там изображены?
- что такое «реакция замещения?»
- будет ли это реакция замещения? Zn +2HCl=ZnCl2+H2 ?
- Н2 - он без крыльев, но летает,
С кислородом он на «ты»,
А металлы вытесняют
Этот газ из кислоты.
Может он взрываться сильно,
Может просто он гореть,
Выделяется обильно
И стремится улететь!
Так скорей его ловите –
Улетит на небосвод,
Отвечайте, не томите,
Что же это? (водород)
- ZnCl2 – травленая кислота. Название происходит от способа приготовления: растворение (травление) цинка в НСI. Цинк добавляют до тех пор, пока прекратится выделение водорода. Травленая кислота применяется при пайке оловом. Смоченная ею поверхность металла покрывается слоем хлорида цинка, который препятствует образованию оксидной пленки.
7. Записать уравнения реакций между Fe и HCl
Mg и HCl
- Можем ли мы сделать вывод, что при взаимодействии металла и кислоты выделяется водород?
- Да, ведь и тема нашего урока «Выделение водорода в реакциях кислот с металлами», но цель у нас сегодня – выяснить, все ли металлы одинаково взаимодействуют с кислотами? Давайте проведем эксперимент. Но сначала вспомним правила ТБ. Укажите нарушения правил охраны труда Васей Ивановым, учеником 7 класса, за время нахождения его в кабинете химии:
Придя в кабинет, Вася разложил на столе бутерброды с колбасой, заботливо приготовленные мамой, и с аппетитом их съел, так как урок химии был по счету шестым, а Вася страшно проголодался.
При выполнении лабораторного опыта вместо 2 мл кислоты (указано в инструкции), он взял 5 мл и, обнаружив свою оплошность, вылили 3 мл назад в бутыль с кислотой. Использованный фильтр он выбросил в мусорное ведро, а отработанные реактивы вылил в емкость, указанную учителем.
На перерыве (Васю мучила жажда, так как он только что плотно пообедал в школьной столовой) он схватил приготовленный стакан и ринулся к крану с водой, но на пути вдруг появился учитель, и Вася вынужден был мчаться к ближайшему фонтанчику. Во время лабораторного опыта Вася случайно пролил кислоту на стол. Василий промакнул кислоту бумагой и не стал тревожить по такому пустяку учителя. По окончании работы он выбросил отработанный фильтр и бумагу в мусорное ведро, а остатки реактивов им были вылиты в специальную емкость.
8. Выполнение лабораторного опыта.
- Почему в пробирке с медью не наблюдается выделение пузырьков газа?
Ответ на этот вопрос постарайтесь найти на стр. 121 учебника.
Все металлы встали в ряд,
Кто вперед, а кто назад.
Кто левее – тот активный,
Кто правее – тот пассивный.
Извините, но откуда
Появилось это чудо?
В металлический народ затесался водород.
Он, наверное, заблудился,
От своих коллег отбился,
Не в свою шеренгу встал? - почему в ряду активности металлов находится газ – водород?
Я бы это не сказал!
Те, что стали наперед,
Вытесняют из кислот
Газ с названьем – водород.
Вместе делаем вывод по лабораторному опыту.
9. Закрепление. Японская фирма «Хонда» планирует выпустить небольшую установочную партию электромотороллеров, работающих на водороде. Этот газ будет применяться не для взрывного сжигания в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания, а для получения электротока в топливных элементах. Полученный ток будет использоваться для питания электродвигателей, встроенных в ступицы колес. По потребительским характеристикам такой мотороллер пока уступает бензиновому, но экологически он несравненно лучше. Какие металлы вы можете предложить фирме для получения водорода?
- На доске записываем уравнения возможных реакций.
10. Минутка отдыха
Лишним предметом на столе у нас сегодня был шоколад. Его успех прост и понятен: он вкусен и питателен. Шоколад изготавливают из бобов какао и называют пищей богов. А запах шоколада не спутаешь ни с каким другим. Возможно, именно поэтому шоколад со всеми своими качествами в будущем станет непревзойденным средством в ароматерапии – лечении запахами. Такой вид врачевания возник в глубокой древности. В последнее время претерпевает второе рождение, правда, врачи еще пока не выписывают шоколадки как таблетки. Но именно шоколад помогает снять нервное напряжение и усталость, противостоять постоянным стрессам. Так как его запах улучшает мозговую деятельность, активизирует эмоциональные центры.
11. Химический диктант «Построй фигуры»
Фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор.
В результате соединения знаков этих элементов должны получиться фигуры.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание: параграф 27, упр.8, выполнить последние три задания на карточках.
Кривец С., Кляшторный Л., Синкевич С. – параграф 27, упр.7