План-конспект урока литературы по биографии Федора Михайловича Достоевского

Тип урока: урок-биография.

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией и личностью Ф.М. Достоевского;
  • особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества писателя;
  • помочь учащимся в осознании роли творчества Достоевского в русской и мировой литературе;
  • развитие чувства любви к своему литературному наследию.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Приготовьтесь к уроку, сегодня у нас будет новая тема, запишите, пожалуйста в своих тетрадях дату и тему урока – "Жизнь и творчества Ф.М. Достоевского".

- Прежде чем мы приступим к уроку, мы с вами должны вспомнить о том, что мы знаем о Достоевском, и для этого используем прием – "Корзина идей, понятий, имен", я попрошу вас разделиться на группы из 4 человек. (Учащиеся делятся на группы)

- А теперь я раздам вашим группам листочки, где каждый должен написать то, что знает о Достоевском, вы можете написать абсолютно все, что касается жизни и творчества Достоевского. (записывают свои предложения)

Постановка целей и задач

- Хорошо, вот вы и записали свои "воспоминания о Достоевском", а сейчас, вы уже в группах (по 4 чел.) выбираете 5 предложений и один представитель каждой группы записывает их на доске. (обсуждают предложения и выбирают пять ответов, один представитель каждой группы записывает эти предложения)

- Молодцы, вот то, что вы сейчас записали (указать на доску) позже вам очень пригодится, и конечно же, по ходу урока, мы проверим правильные ли были ваши предложения или нет.
- И еще по ходу урока вам попадутся незнакомые вам слова, отмечайте их в своей тетради и в конце урока мы найдем их объяснения.

- Итак, как вы поняли сегодня мы поговорим о Достоевском, о его жизни, о том, кто и что, повлиял на его творчество, какие важные и переломные события происходили в его нелегкой жизни. Прошу обратить ваше внимание на слайд.

- Здесь вы видите портрет молодого Достоевского, на этом портрете Достоевскому 26 лет.

Портрет Ф.М. Достоевского в 26 летПортрет Ф.М. Достоевского в 26 лет

Слово учителя

Первый графический портрет молодого писателя будет создан его товарищем по Инженерному училищу в Петербурге Константином Александровичем Трутовским. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К.А. Трутовским в 1860-е годы. Это первое прижизненное изображение молодого Ф.М. Достоевского эпохи его литературного дебюта.

Выросший в провинции (на Украине), К.А. Трутовский в эти годы учился в Академии Художеств, был иллюстратором, поэтому в его портрете Ф.М. Достоевского точно и любовно передан внешний облик писателя, но говорить о глубине характеристики здесь не приходится.

Многое в этом портрете идет от духа времени, модных штампов, академической выучки, молодого восхищения автора талантом старшего соученика по Инженерному училищу.

В своих воспоминаниях К.А. Трутовский пишет: "В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий.

Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей…"

Ф.М. Достоевский на этом портрете – внимательный и проницательный созерцатель, он впечатлителен, эмоционален, замкнут, погружен в свои мысли. Перед нами умный, но обычный молодой человек, у него все впереди, и этим портрет привлекателен и симпатичен. Здесь нет еще печати горестей, испытаний, нет и намека на миф о "жестоком таланте".

Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в "Петербургской летописи", он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает. Это придет к нему позже. Тем-то и хорош первый портрет успешно дебютировавшего литератора Федора Достоевского, много ждущего от будущего.

- Ребята, что вы скажите об этом портрете? Неправда ли, здесь Достоевский выглядит совсем не таким, каким мы его помним, по прошлым его портретам? (Обсуждение в классе, учащиеся высказывают свое мнение относительно портрета юного Достоевского)

Знакомство с биографией писателя

Родители Достоевского

- Так, запишите в своих тетрадях имена родителей Достоевского – Михаил Андреевич и Мария Федоровна. Запишите также, то, что по-вашему мнению, кажется важным. (Учащиеся работают самостоятельно, выписывают в тетради)

- Так, вот мы и познакомились с родителями Федора Михайловича Достоевского, что вы о них узнали? Какими они были? (Обсуждение в классе)
- В семье Достоевский был не единственным ребенком, проверьте, в какой – нибудь группе было записано, что у Достоевского были братья и сестры?

- Нет? Тогда запишите, Достоевский был вторым ребенком из многодетной семьи.
- И самым близким человеком для Достоевского был его брат – Михаил.

Детство и юность писателя

Ф.М. Достоевский вспоминал, что его "отец и мать были люди небогатые и трудящиеся". Несмотря на бедность отца, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям.

С 1831 года семейство начало выезжать из Москвы на лето в свое скромное имение. Федор Достоевский впервые приехал в Даровое в апреле 1832 года, где познакомился с русской крестьянской жизнью. Именно тогда, в первый выезд, испугавшегося мальчика Федора успокоил седеющий пахарь. Воспоминание об этой сцене Достоевский описал в рассказе "Мужик Марей" в "Дневнике писателя.

По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев латыни. Затем домашнее обучение братьев было продолжено учителем Екатерининского и Александровского училищ Николаем Ивановичем Драшусовым.

Н.И. Драшусов преподавал Федору и Михаилу Достоевским французский язык, сыновей, Федора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К.Ф. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище.

Но, как мы знаем, инженерное училище Достоевский не окончил, никакого влечения к военной службе Федор Михайлович не испытывал, но такого была воля отца. Позднее писатель вспоминал: "Мы с братом стремились тогда в новую жизнь, мечтали о чет-то ужасно, обо всем "прекрасном и высоком"…

Мы верили чему-то страстно, и хоть мы оба отлично знали все, что требовалось к экзамену из математики, но мечтали мы о поэзии и поэтах. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три… а я в уме сочинял роман из венецианской жизни". (Учащиеся записывают интересные для себя факты из жизни писателя, по желанию)

И в 1844 году Федор Достоевский выходит в отставку и занимается литературной деятельностью. Так ребята, записываем. Можете выписать из презентации. Дальше мы с вами рассмотрим очень важное в жизни Достоевского событие, которое можно назвать, переломным в его судьбе.

Кружок Петрашевского

На этом слайде изображен портрет организатора кружка - М.В. Буташевича-Петрошевского, в этом кружке, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье.

И начиная с весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая I, пришли жандармы, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано арестовано еще несколько десятков петрашевцев.

Но лично император Николай I добавил: "Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда все будет готово к исполнению казни". Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен.

Вот, через какое тяжелое испытание пришлось пройти Достоевскому, он думал, что идет на смерть, а потом каторга, тяжелые условия, болезнь - но даже это не смогло сломить писательский дух Достоевского, даже находясь на каторге он сочинял новые произведения. Все годы каторги Достоевский вел записки, послужившие основой для "Записок из мертвого дома".

Каторга становится для Достоевского важнейшим и решающим периодом в жизни, ценность которого для его духовной и творческой жизни писатель будет осмысливать всю жизнь. Отныне его герои будут носителями его собственного жизненного и духовного опыта.

- Таким образом, ребята, что вы узнали нового о Достоевском? (входил в кружок петрашевцев, инсценировка казни, каторга, "Записки из мертвого дома")
- А сейчас, мы перейдем непосредственно к творчеству Достоевского, и прежде всего, о журналах "Время" и "Эпоха", которую он издавал вместе со своим братом Михаилом.

С 1861 вместе с братом Михаилом достоевский начинает издавать журналы "Время" и "Эпоха" (1864 - 1865). Летом 1862 посещает Париж, Лондон, Женеву. Вскоре журнал "время" был закрыт за невинную статью Н. Страхова, но в начале 64 стала выходить "Эпоха".

Летом 1866 достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, где ночами писал роман "Преступление и наказание". По словам самого автора, роман "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя".

Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах… Ф.М. Достоевский (записывают в тетрадях дату написания романа – "Преступление и наказание")

На следующем уроке мы с вами более подробно поговорим о романе Ф.М. Достоевского – "Преступление и наказание". Продолжаем изучение биографии Достоевского, знакомясь с жизнью Достоевского мы не можем не сказать о его спутнице жизни, которая стала для него верной и надежной опорой.

Анна Григорьевна Сниткина

Достоевский задумал новый роман "Игрок". Потребовалась отличная стенографистка, и знакомые порекомендовали двадцатилетнюю Аню Сниткину. Она не сразу осознала, что влюбилась в известного писателя. Ее ужасал его быт - ест деревянной ложкой, не умеет экономить, некому вычистить ему сюртук...

И Достоевский привык к душевному спокойствию Анечки, ее рассудительности. Впервые в жизни рядом оказалась не хищница, не мучительница, а любящая душа, помощница. На просьбу стать женой Аня Сниткина ответила: "Буду любить вас всю жизнь", и сдержала слово.

Что ж, можно представить себе высоты, на которых парил человек на шестом десятке лет с молодой любимой еще четырнадцать лет, которые ему суждено было прожить... Некоторые ее черты узнаются в Дунечке Раскольниковой. ("Преступление и наказание")

Итак, ребята, не забываем о нашей "корзине понятий и имен" сверьтесь с теми фактами, которые вы узнали, и тем, что вы предполагали, что знаете. Помните, рассказывая о жизни Достоевского на каторге, мы говорили о записках, так вот, записки, письма вкупе они входят в "Эпистолярный жанр".

Эпистолярный жанр довольно широко используется в художественном и публицистическом творчестве Достоевского: это и отдельные письма его героев, и произведения, полностью выдержанные в эпистолярной форме.

Примечательно, что в жанровой системе писателя эпистолярный жанр не выделяется исследователями как самостоятельный, что выступает дополнительным аргументом в пользу его изучения. Мы полагаем, что исследование эпистолярного жанра в творчестве Достоевского актуально и находится в русле проблем современного достоевсковедения.

Не секрет, что Достоевский придавал огромное значение семье, здоровье общества он определял прежде всего здоровьем семьи и подрастающего в этой семье поколения.
"Случайное семейство" - это не только выражение кризисного состояния, не только свидетельство "химического разложения" общества, сколько потеря "пульса живой жизни".

Достоевский считает, что при любом раскладе необходимо сохранить связующую нить между поколениями, потому что, "пока земля еще вертится, пока еще ярок свет…", поколения будут сменять поколения, ростки новой жизни будут пробиваться в любых условиях. "У нас есть, бесспорно, жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся. Но есть, необходимо, и жизнь, вновь складывающаяся, на новых уже началах".

Заканчивая, изучение биографии Достоевского отметим, что последним крупным событием в жизни и творчестве достоевского стало его знаменитое выступление на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве. Это выступление произвело настоящий фурор; это было бесспорно самым лучшим выступлением на том вечере.

Утром 28 января Достоевский сказал жене: "...Я знаю, я должен сегодня умереть!". В 20 часов 38 минут того же дня Федор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

- Мы подошли к концу нашего урока, что вы сегодня нового узнали? (Выслушиваются ответы учащихся)
- Теперь проверим правильность ваших знаний о Достоевском, которые вы записали в начале урока. Итак, начинаем… (Учитель подходит к доске и ставит "+" или "-" перед предложениями)

Работа со словарем

- Так, а теперь откройте ваши словари, которые мы начали заполнять в начале учебного года, и продолжим записывать туда новые термины и понятия.
- Откройте, пожалуйста, Толковые словари Ожегова, которые лежат у вас на партах, и найдите объяснения тем словам, которые вы отметили как незнакомые, будьте внимательны.

Домашнее задание

- Ребята, надеюсь, урок был для вас интересным и познавательным, вы многое узнали о Достоевском, о его жизни, о событиях, которые происходили в жизни писателя.
- Я надеясь, на вас, на ваши знания, я даю вам домашнее задание – "Моя беседа с Достоевским".

- В своем эссе вы должны представить, что вы встретились с Достоевским и в своем эссе рассказать о том, о чем вы говорили с ним.
- Спасибо вам за урок, до свидания!

Размер:
25.29 Kb
Скачали:
15

Метки к статье: СПО, литература, биография