Особенности жанра святочного рассказа на примере произведений Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и Х.К. Андерсена "Девочка со спичками"

В мировой литературе есть два похожих по сюжету и тематике произведения разных авторов. В данной статье мы ставим перед собой цель проанализировать эти произведения.
Речь пойдет о рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и Ханса Кристиана Андерсена "Девочка со спичками".

Прежде всего два этих произведения объединяет жанровое своеобразие. Оба они относятся к святочному рассказу. Известно, что святочный рассказ – это небольшое прозаическое произведение о чуди, случившемся в Рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Что является чудом для героев этих рассказов? Кто является героями этих рассказов?

Ф.М. Достоевский вспоминает: "26 декабря 1875 года я вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской елке, устроенной в Петербургском клубе художников. В эти же предновогодние дни мне несколько раз на улице встретился нищий мальчик, просивший милостыню. Я приступил к рассказу 30 декабря, а в конце января он был готов". Из этого следует, что в основу написания рассказа положена реальная история, впечатлившая Достоевского на самом деле.

В рассказе все начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш, ее сын.

Несмотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице.

Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.

Образ главного героя – собирательный: ему около 6 лет, автор не наделяет его именем, в конце рассказа он трагически умирает – замерзает, не найдя себе места среди людей.

В рассказе "Мальчик у Христа на елке" мы смотрим на мир глазами испуганного мальчика, который был не готов к встрече с настоящими реалиями жизни. Подкрепляя этот взгляд, писатель использует уменьшительно-ласкательные названия вещей (пальчики, картузик, халатик).

Рассказ "Девочка со спичками" был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочиненная как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.

Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья

Но "Девочка со спичками" - одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение ее жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным.

В рассказе поднимаются серьезные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах ее биографии читатель узнает из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила ее мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живет маленькая торговка спичками, отделен от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное свое наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший.

Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из нее люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребенок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец "прибьет" ее. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.
В предсмертных видениях девочки реализуются все ее потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищенность и любовь).

В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идет, чтобы кормить ее. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской елке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной елки превращаются в звезды, а огонек спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает еще в земной жизни. В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остается миру земному, душа принадлежит небесам.

Героиня рассказа – "маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая". Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Ее босые ножки посинели и покраснели от холода, передник ее старенький, на ее красивые белокурые волосы падают снежинки.

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, ее как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме нее – Бог.

Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые ее не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, "встретили Новогоднее Счастье".

Рассказ "Девочка со спичками" построен на контрастах. В нем соседствуют богатство и нищета, хрупкость, нежность девочки и грубость стены, у которой она умирает. Земным страданиям противопоставлено небесное счастье, которое успело отразиться и запечатлеться в румянце и улыбке мертвой девочки.

Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.

Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребенка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.

Достоевский свой рассказ тоже строит на контрастах. Сначала мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.

Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.

Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.

Как видим из анализа, в двух рассказах много общего. Представим для наглядности анализ в таблице:

 

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»

Жанр

Святочный рассказ

Святочный рассказ

Герой

Мальчик (6 лет)

Девочка

Дом героя

Подвал

Чердак

Родные

Мертвая мать, больная сестра

Мертвая мать; любившая ее, но тоже мертвая бабушка; пьющий жестокий отец

Род деятельности

Просить милостыню у прохожих

Продавать спички для того, чтобы выжить

Отношение людей к героям

Холодное равнодушие, жестокость, безразличие

Холодное равнодушие, жестокость, безразличие

Принцип построения сюжета

Антитеза (контрасты)

Антитеза (контрасты)

Финал

Смерть мальчика (убегая от равнодушного мира, он умирает)

Смерть девочки (убегая от равнодушного мира, она умирает)

Как умирает

Не в муках и страданиях, а в счастье и радости

Не в муках и страданиях, а в счастье и радости

Смерть для героя

Избавление

Избавление

Кто виноват в смерти героев?

Равнодушное и жестокое общество

Равнодушное и жестокое общество

При сдаче ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении на нравственную тему оба эти произведения можно использовать в качестве аргументов из читательского опыта на темы "Что такое равнодушие?", "Что такое бесчеловечность?", "Что такое несправедливость?"

Размер:
25.23 Kb
Скачали:
4

Метки к статье: СПО, литература