В мировой литературе есть два похожих по сюжету и тематике произведения разных авторов. В данной статье мы ставим перед собой цель проанализировать эти произведения.
Речь пойдет о рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и Ханса Кристиана Андерсена "Девочка со спичками".
Прежде всего два этих произведения объединяет жанровое своеобразие. Оба они относятся к святочному рассказу. Известно, что святочный рассказ – это небольшое прозаическое произведение о чуди, случившемся в Рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Что является чудом для героев этих рассказов? Кто является героями этих рассказов?
Ф.М. Достоевский вспоминает: "26 декабря 1875 года я вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской елке, устроенной в Петербургском клубе художников. В эти же предновогодние дни мне несколько раз на улице встретился нищий мальчик, просивший милостыню. Я приступил к рассказу 30 декабря, а в конце января он был готов". Из этого следует, что в основу написания рассказа положена реальная история, впечатлившая Достоевского на самом деле.
В рассказе все начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш, ее сын.
Несмотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице.
Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.
Образ главного героя – собирательный: ему около 6 лет, автор не наделяет его именем, в конце рассказа он трагически умирает – замерзает, не найдя себе места среди людей.
В рассказе "Мальчик у Христа на елке" мы смотрим на мир глазами испуганного мальчика, который был не готов к встрече с настоящими реалиями жизни. Подкрепляя этот взгляд, писатель использует уменьшительно-ласкательные названия вещей (пальчики, картузик, халатик).
Рассказ "Девочка со спичками" был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочиненная как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.
Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья
Но "Девочка со спичками" - одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение ее жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.
Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным.
В рассказе поднимаются серьезные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.
Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах ее биографии читатель узнает из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила ее мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.
Мир нищеты, в котором живет маленькая торговка спичками, отделен от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное свое наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший.
Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из нее люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребенок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.
Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец "прибьет" ее. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.
В предсмертных видениях девочки реализуются все ее потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищенность и любовь).
В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идет, чтобы кормить ее. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской елке.
Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.
В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной елки превращаются в звезды, а огонек спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает еще в земной жизни. В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остается миру земному, душа принадлежит небесам.
Героиня рассказа – "маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая". Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Ее босые ножки посинели и покраснели от холода, передник ее старенький, на ее красивые белокурые волосы падают снежинки.
У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, ее как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме нее – Бог.
Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые ее не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, "встретили Новогоднее Счастье".
Рассказ "Девочка со спичками" построен на контрастах. В нем соседствуют богатство и нищета, хрупкость, нежность девочки и грубость стены, у которой она умирает. Земным страданиям противопоставлено небесное счастье, которое успело отразиться и запечатлеться в румянце и улыбке мертвой девочки.
Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.
Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребенка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.
Достоевский свой рассказ тоже строит на контрастах. Сначала мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.
Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.
Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.
Как видим из анализа, в двух рассказах много общего. Представим для наглядности анализ в таблице:
|
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» |
Х. К. Андерсен «Девочка со спичками» |
Жанр |
Святочный рассказ |
Святочный рассказ |
Герой |
Мальчик (6 лет) |
Девочка |
Дом героя |
Подвал |
Чердак |
Родные |
Мертвая мать, больная сестра |
Мертвая мать; любившая ее, но тоже мертвая бабушка; пьющий жестокий отец |
Род деятельности |
Просить милостыню у прохожих |
Продавать спички для того, чтобы выжить |
Отношение людей к героям |
Холодное равнодушие, жестокость, безразличие |
Холодное равнодушие, жестокость, безразличие |
Принцип построения сюжета |
Антитеза (контрасты) |
Антитеза (контрасты) |
Финал |
Смерть мальчика (убегая от равнодушного мира, он умирает) |
Смерть девочки (убегая от равнодушного мира, она умирает) |
Как умирает |
Не в муках и страданиях, а в счастье и радости |
Не в муках и страданиях, а в счастье и радости |
Смерть для героя |
Избавление |
Избавление |
Кто виноват в смерти героев? |
Равнодушное и жестокое общество |
Равнодушное и жестокое общество |
При сдаче ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении на нравственную тему оба эти произведения можно использовать в качестве аргументов из читательского опыта на темы "Что такое равнодушие?", "Что такое бесчеловечность?", "Что такое несправедливость?"