Кузнецкие дни Ф. М. Достоевского
...Это одна из самых тихих улиц Старокузнецка. Кажется, будто время остановилось у первых ее домов. Дома - деревянные, одноэтажные.
Когда-то их строили тароватые купцы и зажиточные мещане, щеголяя друг пред другом затейливыми «полотенцами» наличников и кружевной вязью карнизов.
На этой улице под № 40 стоит, скромный бревенчатый дом. Сейчас он обшит тесом, который приобретет привычный для старых домов медово-коричневый оттенок, может быть, через полвека. Тогда он вновь врастет в свое время и в свою естественную среду. Это - «домик Достоевского». В 1932 году, когда герои романа И. Эренбурга «День Второй» случайно заворачивали на эту улицу, обитатели соседних деревянных домов будто и не знали, чье имя она носит.
Хотя улица, ранее Полицейская, получила имя Достоевского еще в 1901 году. А, тем не менее, в 30-е годы в «домике Достоевского» еще обитали внуки бывшего хозяина, портного Дмитриева, бывшего ссыльного Соловьева, с которым Достоевский был знаком еще по омской своей каторжной жизни. И в доме в ту пору, «казалось, ничего не изменилось за 70 лет - те же лапчатые кресла, те же фикусы и фуксии...»
Достоевский никогда не жил в этом маленьком доме и в общей сложности провел в нем немногим больше месяца, навещая свою избранницу, Марию Дмитриевну Исаеву, которая поселилась здесь в 1855 году, переехав из Семипалатинска по месту службы своего первого супруга, чиновника по корчемной части А.И. Исаева.
Однако именно этот дом помнит недолгий праздник будущего великого писателя земли русской, в последний раз побывавшего здесь, чтобы обвенчаться с М.Д. Исаевой, о чем в 1904 году расскажут очевидцы последнему секретарю Л. Н. Толстого, уроженцу Кузнецка и патриоту родного города, Валентину Федоровичу Булгакову.
Проживавший в Бачатах, Дмитрий Николаевич Окороков свидетельствовал: несмотря на то, что «вообще Федор Михайлович отличался характером необщительным, даже мрачным», в Кузнецке «он всегда бывал в очень веселом расположении духа, шутил, смеялся. Очевидно, под влиянием близости любимого существа, вдали от служебных обязанностей, от мест, неприятных тяжелыми воспоминаниями, Федор Михайлович чувствовал себя, если не вполне счастливым, то удовлетворенным...»
Помнит маленький этот дом тревожное обаяние женщины, послужившей прямым и косвенным прототипом для многих героинь Достоевского, и прежде всего для Настасьи Филипповны из романа «Идиот». Даже внешнее описание героини так близко совпадает с изображением М.Д. Исаевой на фотографии 50-х годов, представленной во многих музеях Достоевского, что вполне узнаешь в воспоминаниях о ней современников.
В Кузнецком домике в 1855-1857 годах было написано множество писем, которые М. Д. Исаева с каждой почтой отправляла Достоевскому в Семипалатинск, где он еще отбывал ссылку. В этот дом, шагая по этой улице, приносил кузнецкий почтальон встревоженные и молящие письма писателя, навеянные «грозным чувством» которое, по его словам, он испытывал к своей избраннице. В этом домике скончался первый супруг М.Д. Исаевой, Александр Иванович, послуживший прототипом для Мармеладова из «Преступления и наказания», здесь же разыгралась драма между Достоевским Исаевой и Николаем Борисовичем Вергуновым, учителем рисования местного уездного училища, которая впоследствии нашла почти прямое отражение в «Дядюшкином сне» и в «Униженных и оскорбленных». Наконец в Одигитриевской церкви 6 февраля 1857 года священник Евгений Тюменцев подписал «Обыск брачный № 17», которым скрепил венчание Марии Дмитриевны и Федора Михайловича.
Достоевский надолго запомнил Кузнецк. Оком сочинителя видел он его узкие улочки дощатые тротуары, провинциальные салоны, его чудаков и его чиновников. И когда в повести «Дядюшкин сон» мы получаем доступ в гостиную негласной мордасовской «правительницы» Москалевой, то находим в нем отголоски салона кузнецкой покровительницы Исаевой исправницы Анны Николаевны Катанаевой. Устроившей на диво уездному городку свадьбу Исаевой с Достоевским за свой счет. В кузнецком домике не было написано ни одной строки из всемирно известных произведений писателя. Здесь вершилось куда более важное – здесь зарождались образы.
К 160-летию со дня рождения и к 100-летию кончины Достоевского 8 февраля 1981 года в Новокузнецке открыт литературно-мемориальный музей. Он овеян печальной романтикой чувства, с самого начала обреченного на несчастливый исход.
У Исаевой - неизлечимая болезнь легких. Достоевский - писатель много позже назовет ее «женщиной души, возвышенной и восторженной, сгорающей в огне этой восторженности, в стремлении к идеалу», и так определит свои с ней отношения: «Несмотря на то, что мы были с нею положительно несчастны вместе - по ее страстному, мнительно и болезненно фантастическому характеру - мы не могли перестать любить друг друга, и даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу» ...
И действительно, «кузнецкий праздник» Достоевского длился недолго. Именно то, что роднило Достоевского и Исаеву, после брака разъединило их. Сила духа, одаренность Исаевой не позволяли ей раствориться в ослепляющей личности Достоевского и довольствоваться ролью «тихого ангела» или хотя бы прозаического секретаря, устраняющего с его пути житейские неудобства. Она встретила и одарила сочувствием и привязанностью не будущего великого писателя - гордость России, а ссыльного солдата, связь с которым взбудоражила провинциальный городок. Прожила Мария Дмитриевна недолго и скончалась от туберкулеза в 1864 году. Ей было 34 года. Так смерть расторгла брак, увенчавший «грозное чувство» великого писателя, которое оставило в мировой литературе столь яркий след...
Тихая улица Достоевского помнит многое. Это из маленького дома под номером 40 выходил Достоевский на охоту в широкополой шляпе и высоких сапогах-броднях, а за ним семенила вислоухая черная собака…
Именно около этого дома жил оригинал-сапожник, стук которого мешал Достоевскому сосредоточиться, и который не поддавался ни на какие уговоры и компенсации, потому что «скучал без работы» ...
С именем великого писателя косвенно связаны стоящие неподалеку на бывшей Базарной площади, каменные здания конца 18 - начала 19 вв.: бывшего народного училища, окружного суда, середины 18 века - некогда самое высокое каменное сооружение Западной Сибири. Здесь, на площади где еще недавно росла старая лиственница, свидетельница прогулок Достоевского и Исаевой, на маленьком провинциальном пятачке, была та сценическая площадка, где разыгралась кузнецкая драма, и нет сомнении, что этот пятачок не раз проглядывал со страниц романов Достоевского...
М. Кушникова, 1971 г.