Выдающийся русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859), автор хорошо известных произведений — «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и других.
Он родился 1 октября (20 сентября ст. ст.) в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Своим родоначальником Аксаковы считали знатного варяга Шимона Африкановича, племянника норвежского короля Гакона, приехавшего в 1027 году в Киев со своей дружиной. Любопытно, что именно рассказом о Шимоне открывается Киево-Печерский патерик — памятник литературы XII века. Потомок Шимона, Иван Федорович Вельяминов, по прозвищу Оксак (по-татарски — хромой), жил при великом князе Иване Ш. От него и пошел род Аксаковых.
Детские годы Сергея прошли в дедовском имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. «Прекрасная Родина», как он называл Ново-Аксаково, оставила в его сознании глубокий след на всю жизнь, стала впоследствии источником творчества писателя. Огромное влияние на формирование характера Аксакова оказала семья. Отец, страстно любивший охоту и рыбную ловлю, развил в мальчике привязанность к охоте, склонность к общению с природой и редкую наблюдательность. Способствовал этому и приставленный к мальчику дядька Евсеич, хорошо знавший повадки птиц и зверей.
Мать — Мария Николаевна, женщина умная, стремилась к культуре, знаниям, много читала, вела пepeписку со знаменитым Н. И. Швиковым. Она рано обучила сына грамоте, привила ему любовь к чтению, и он глубоко переживал волнения героев услышанных и прочитанных повестей и сказок. С удовольствием слушал Сережа сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея; одну из них он использовал позже при создании «Аленького цветка» — удивительно задушевного, поэтического произведения.
Но вот «золотое время» в кругу семьи кончилось. В 1800 году Сергей Аксаков поступает в Казанскую гимназию, а затем — в только что открытый Казанский университет, здесь для него наступило «время чистой любви к знанию, время благородного увлечения». В этом городе на Волге проявились интересы Аксакова, которым он был верен всю жизнь: он увлекся литературой и театром. И много, с ненасытной жадностью, читает Ломоносова, Хераскова, Хемницера, Капниста, Державина, Карамзина, а на французском языке — Гомера, Сервантеса, Шекспира, сказки Шахерезады.
Не закончив университета, Аксаков переезжает в Петербург и поступает переводчиком с французского в комиссию по составлению законов. Он не только служит, но и живет напряженной творческой жизнью: пишет стихи, переводит драматические произведения, выступает как театральный критик. Здесь молодой человек познакомился с президентом Российской Академии А. С Шишковым и патриархом русской поэзии Г. Р. Державиным, с известными артистами...
Вскоре Аксаков уходит в отставку и переезжает к себе на родину в Ново-Аксаково. В течение нескольких лет он занимается хозяйством, увлекается рыбной ловлей и охотой, пытливо наблюдает природу. Иногда выезжает в Москву и Петербург, где восстанавливает старые и заводит новые литературные и театральные знакомства, в том числе с М. Н. Загоскиным, С Н. Глинкой, А. А. Шаховским.
В 1826 году Сергей Тимофеевич со своей уже большой семьей переезжает на постоянное жительство в Москву. В поисках заработка он, при содействии А. С Шишкова, становится цензором, что способствует расширению его литературных связей. Среди его близких знакомых — Н. И. Надеждин, Н. М. Языков, Б. А. Баратынский; Аксаков активно сотрудничает в журнале М. П. Погодина «Московский вестник». Довелось ему в течение ряда лет работать инспектором, а затем директором Константиновского межевого института. Здесь он проявил себя умным и тактичным руководителем: воспитанники его любили, а высшее начальство уважало.
Постоянно вращаясь в литературном мире, С. Т. Аксаков, однако, не помышлял о писательстве. Он занимался театральной критикой, проявив себя глубоким знатоком сценического искусства. Именно Аксаков понял и по достоинству оценил талант М. С Щепкина и П. С. Мочалова, защищал их от необоснованной критики. Пристально следил Сергей Тимофеевич за развитием художественной литературы, много читал, размышлял о прочитанном, высказывал свое мнение авторам, публиковал критические статьи о новинках в журналах.
Стремясь быть поближе к природе, С. Т. Аксаков с 1843 года живет преимущественно в сельце Абрамцеве — приятном уголке на берегах речки Вори недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Здесь все радовало Сергея Тимофеевича — прелестное местоположение, удобный старинный дом в прекрасном парке, обширные леса, изобилующие грибами, громадный пруд под мельницей с богатой ловлей рыб. Он называл Абрамцево «премилой деревенькой», «раем земным».
С переездом в Москву, а затем в Абрамцево семья Аксаковых оказалась в самом центре литературно-культурной жизни, современных общественных интересов. В их радушном, патриархальном и хлебосольном доме, в котором все дышало приветом и любовью, на знаменитых аксаковскик субботах перебывали все крупнейшие русские писатели, актеры, мыслители своего времени. Они обсуждали положение дел в литературе, в театре, читали новые художественные произведения, вели споры о политическом положении страны. Постоянными посетителями суббот были актеры М. С Щепкин и П.С. Мочалов, физик, философ и агроном М. Г. Павлов, историк, писатель и журналист М. П. Погодин, критик, эстетик и журналист Н И. Надеждин. Дружеские отношения с семьей Аксаковых связывали В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского, Ап. А. Григорьева. Ближе к середине века, уже усилиями сыновей Сергея Тимофеевича — Константина и Ивана, дом Аксаковых становится и одним из центров славянофильства. Отношение к славянофилам до последнего времени было явно отрицательным. Не вдаваясь в подробности, заметим, что Л. Н. Толстой был совершенно другого мнения. В конце жизни Лев Николаевич писал: «Никто из русских не имел на меня, для моего духовного направления, воспитания такого влияния, как славянофилы, веса строй их мыслей, взгляд на народ: Аксаковы — отец и Константин, Иван — менее, Самарин, Киреевские» Хомяков».
Долгая дружба связывала Аксакова с Гоголем. В дом Аксаковых Николая Васильевича привел в 1832 году Погодин. С тех пор Сергей Тимофеевич неутомимо пропагандировал творчество великого писателя, с удовольствием принимал его у себя. И Гоголь высоко ценил такое отношение, дорожил мнением Аксакова. Именно в доме Аксаковых читал Н. В. Гоголь первые главы «Мертвых душ», подарил им первые вышедшие из типографии экземпляры поэмы.
Гоголь не только читал свои произведения в кругу семьи Аксаковых, но и сам с пристальным вниманием слушал рассказы Сергея Тимофеевича о природе, о местах его детства и юности. И каждый раз настойчиво убеждал его перенести все на бумагу. Аксаков послушался мудрого совета. В Абрамцеве он частично написал, а большей частью продиктовал свои великолепные произведения об уженье рыб и охоте, автобиографическую трилогию, воспоминания. В первых двух книгах замечательно изображены картины природы, жизнь рыб и птиц. Необычайная свежесть, простота и глубокая наблюдательность автора вводят читателя в сокровенную жизнь природы, заставляют вслушиваться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по своей красоте укромные уголки и широкие просторы родины. Книги вызвали восторженные отклики современников. Так, И. С Тургенев писал, что Аксаков «смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должное ясно, просто и с полным участием».
В записках об уженье и охоте С. Т. Аксаков выступил как подлинный певец природы. Многие очерки из книги об охоте стали хрестоматийными: например, «Лебедь», «Воды», «Степь», «Лес». Они включались в знаменитую книгу К. Ушинского «Родное слово» и входят в современные школьные хрестоматия.
Поражают свежестью чувства и непосредственностью восприятия мира «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», написанные Аксаковым на закате жизни. Поэтичность, гражданственность, богатство языка и глубокий национальный колорит придали волшебную силу искусству. Говоря об этих произведениях, Андрей Платонов заметил: «Книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма, так как «этому чувству Родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье». Многие страницы в «Семейной хронике» и особенно в «Детских годах Багрова-внука» посвящены описанию природы. Башкирская степь, реки Дема и Белая показаны так, что вызывают восторг у читателя. А рыбная ловля и охота, сильно увлекавшие Сережу, описаны вдохновенно. Как заметил Л. Н. Толстой, по всей книге «Детские годы Багрова-внука» разлита «сладкая поэзия природы».
Литературная слава пришла к С. Т. Аксакову еще при его жизни. Критики единодушно отмечали, что он обладает редким талантом. Сам Сергей Тимофеевич, удивляясь своему громкому авторскому успеху, объяснял дело просто: «Я прожил жизнь, сохранил теплоту и живость воображения, и вот почему обыкновенный талант производит необыкновенное действие».
...Скончался С. Т. Аксаков 30 апреля (12 мая н. ст.) 1859 года в Москве. А его книги вот уже более полутора столетий живут, издаются и переиздаются, переводятся на многие языки мира, радуя читателей.