Конспект урока литературы "Поэтическая судьба Марины Ивановны Цветаевой"

Цель урока: сопоставить биографические факты жизни Цветаевой с ее стихами.

Оборудование: портрет М.И. Цветаевой и ее близких, песня на стихи М. Цветаевой.

Ход урока

  1. Учитель сообщает о теме, цели урока.
  2. Звучит песня "Мне нравится, что вы больны не мной".
  3. Учитель рассказывает о жизни М.И. Цветаевой; учащиеся комментируют этот рассказ стихами.

На доске: "Возьмите … стихи – это и есть моя жизнь..." (М. Цветаева)

Начало 20 века дало России много потрясающих имен, и одно из них – имя Марины Ивановны Цветаевой. 26 сентября 1882 года в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева, русский поэт – так она себя называла.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) русская поэтесса Серебряного века, прозаикМарина Ивановна Цветаева (1892-1941) русская поэтесса Серебряного века, прозаик

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Всю свою жизнь, силы, средства он отдал музею искусств имени А.С. Пушкина, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он был искусствоведом и познакомил Марину с историей и культурой Эллады. Сюжеты и образы античности встречаются во многих произведениях Цветаевой.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом, ученицей знаменитого композитора Рубинштейна. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. "После такой матери мне оставалось только одно – стать поэтом",- говорила Марина.

"Баловство"
В темной гостиной одиннадцать бьет.
Что-то сегодня приснится?
Мама-шалунья уснуть не дает!
Эта мама совсем баловница!

Сдернет, смеясь, одеяло с плеча,
(Плакать смешно и стараться!)
Дразнит, пугает, смешит, щекоча
Полусонных сестрицу и братца.

Косу опять распустила плащом,
Прыгает, точно не дама...
Детям она не уступит ни в чем,

Эта странная девочка-мама!
Скрыла сестренка в подушке лицо,
Глубже ушла в одеяльце,

- Стихи писать она начала очень рано – с 6 лет, и сразу – очень серьезные.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: "Откуда мне сие?"

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.

У Марины была младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком Марина нашла благодарного слушателя и родственную душу.

"В субботу"
Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет... Сегодня суббота,
И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

- Официальное образование Цветаевой – 7 классов Московской гимназии. Однако она считалась образованнейшим человеком своего времени. Благодаря отцу Марина смогла слушать лекции в лучших университетах мира – в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, куда Иван Владимирович ездил по делам музея.

Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант – в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом". Максимилиан Волошин, который одним из первых прочел книгу Цветаевой, говорил, что в этих стихах главное – искренность. "Вечерний альбом" - это прекрасная книга, исполненная чисто женским обаянием". Вот одно из стихотворений этого сборника, в котором она как бы предсказывает судьбу своим творениям.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Вот что говорит о Марине ее дочь Ариадна: "Мать была невелика ростом – 63 сантиметра. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, он хранила стальную выправку. Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Глаза были зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, выразительности".

Марина и Сергей Эфрон встретились в 1911 году на пустынном побережье Коктебеля, куда Марина приехала по приглашению Волошина вместе с Асей. Здесь решилась ее судьба… Она собирала камешки на морском берегу, когда к ней подошел красивый, грустный юноша с поразительно огромными глазами. Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. И он вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день. Марина и Сергей Эфрон обвенчались в январе 1912 года.

Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в Вечности жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями распахнутых бровей
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.
Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

В этом же году у них родилась дочь Ариадна, Аля. Это было маленькое чудо с огромными глазами, которому Марина посвятила много своих стихотворений.

Четвертый год…
Глаза, как лед,
Брови уже роковые,
Сегодня впервые
С кремлевских высот
Наблюдаешь ты
Ледоход.

Льдины, льдины
И купола.
Звон золотой,
Серебряный звон.
Руки скрещены,
Рот нем.
Брови сдвинув - Наполеон! -
Ты созерцаешь - Кремль.

- Мама, куда - лед идет?
- Вперед, лебеденок.
Мимо дворцов, церквей, ворот -
Вперед, лебеденок!

Синий Взор - озабочен:
- Ты меня любишь, Марина?
- Очень.
- Навсегда?
- Да.

Скоро - закат,
Скоро - назад:
Тебе - в детскую, мне -
Письма читать дерзкие,
Кусать рот.
А лед все идет.

Судьба распорядилась так, что Марина провела в России годы первой мировой войны и революции. Она вынуждена была, как и миллионы других людей, жить в голоде и нищете. Что писала она в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом добытые картофелины?

Ее томила тоска о разлуке с Сергеем, который был призван на фронт. Она отдала дочерей в приют, спасая их от голода, но голод был и в приюте. Младшая ее дочь, Ирина, умерла. При одной только мысли о гибели Сергея ее пронизывал ужас. Спасало лишь одно – поэзия. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки.

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла! -
Старшую у тьмы выхватывая -
Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать - разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.

Марина получила письмо от Сергея только в 1921 году, и тогда она записала в своей тетради: "С сегодняшнего дня – жизнь!" В 1922 году они наконец встретились и вскоре эмигрировали за границу.

Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла Марина, и они тоже были трудными. Марина писала в этот период: "Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…" Но весь этот путь с ней рядом был необыкновенный человек – ее дочь Аля. Казалось, их не разделял возраст. Аля помогала матери, чем могла, даже вязала носки на продажу, чтобы выручить хоть немного денег для семьи.

В 1925 у Марины родился сын Георгий, о котором она мечтала. Мур – так называли его дома. "Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика…"

"Мама на лугу"
Вы бродили с мамой на лугу
И тебе она шепнула: "Милый!
Кончен день, и жить во мне нет силы.
Мальчик, знай, что даже из могилы

Я тебя, как прежде, берегу!"
Ты тихонько опустил глаза,
Колокольчики в руке сжимая.

Все цвело и пело в вечер мая...
Ты не поднял глазок, понимая,
Что смутит ее твоя слеза.

Они тосковали о России… И единственно верным решением было – вернуться. В 1936-1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей. В 1939 Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.

Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой - вперед -
В свой край, в свой век, в свой час, - от нас -

В Россию - вас, в Россию - масс,
В наш-час - страну! в сейчас - страну!
В на-Марс - страну! в безнас - страну!

Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей и Аля были арестованы и обвинены в измене Родине. Из тюрьмы Але каким-то чудом удалось передать матери записку, в которой очень мелким почерком она писала: "Допросы идут день и ночь. Следователи меняются один за другим, а нам не дают спать." Пытка бессонницей была обычной для следователей НКВД.

А Марина с сыном сосланы в Елабугу. Этот город и стал для Марины последним местом жительства. Страшным ударом для нее стало отъединение сына, который болезненно переносил испытания, выпавшие на их долю. В захолустной Елабуге он для всех был сыном врага народа – он стал изгоем даже для своих сверстников.

У Марины больше не было Сергея – она это чувствовала. Не знала, что с дочерью… Между нею и сыном вырастала стена отчуждения…Но Марина продолжала много работать: готовила сборник, много переводила… Где-то в подсознании зрела мысль: "Зачем жить? Дожевывать горькую полынь?" В 1941 году Марины не стало: она покончила жизнь самоубийством, и до последней минуты думала о сыне.

Она оставила предсмертную записку: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Георгий, как смог, похоронил мать. Самоубийц хоронили за оградой кладбища, на неосвященной земле. На могиле Марины Цветаевой не поставили даже креста, и никто не сможет показать, где эта измучившаяся душа нашла свой последний приют. Когда-то, проводя лето в старинном русском городке Тарусе, Марина, увидев красивое место на берегу реки, сказала: "Я хотела бы быть похороненной здесь".

Сейчас на этом месте есть символическая могила с камнем, на котором высечены слова: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Еще в ранней юности она написала стихотворение о кладбище.

"Идешь, на меня похожий…"

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,-
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Судьбою ей было отказано даже в том, чтобы кто-нибудь прочел на надгробии, "что звали ее Мариной, и сколько ей было лет".

Ее сын, Георгий Эфрон говорил потом о самоубийстве матери: "Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня.

Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая".

Вот одно из последних стихотворений Марины Ивановны Цветаевой:

Отказываюсь - быть,
В бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить,
С волками площадей

Отказываюсь - выть,
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.

Встреча с читающей Россией не состоялась… ее сын Георгий, собрав все бумаги матери, чудом добрался до Москвы, передал архив Марины Анне Ахматовой и ушел на фронт, где и погиб в 1944 году.

Анастасия Цветаева, Ася, всю свою зрелую жизнь провела в сталинских лагерях только потому, что была сестрой Марины Цветаевой. Освобождена она была только после смерти Сталина и умерла в глубокой старости. Так закончил свой путь род Цветаевых, который дал миру имя блистательного поэта - Марины Цветаевой.

В заключение послушайте стихотворение "Уж сколько их упало в эту бездну" в исполнении самой Марины Ивановны Цветаевой. Какое впечатление произвели на вас стихи Марины Цветаевой? Какой вы представляете себе эту женщину-поэта? (Можно ответить устно, можно изложить свои мысли в письменном виде)

Домашнее задание

Выбрать одно из стихотворений Цветаевой, определить главную мысль, подготовить выразительное чтение.

Размер:
24.61 Kb
Скачали:
19

Метки к статье: СПО, литература