Авторский идеал в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тип урока: урок-беседа.

Цель урока:

  • раскрыть понятие "Авторский идеал" на примере анализа героев романа "Преступление и наказание", способствовать формированию навыков критического чтения.
  • развивать умения анализировать полученную информацию при работе с художественным текстом;
  • способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала.

Задачи урока:

  • Создать условия для развития навыка работы с художественным текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.
  • Создать условия для развития навыка работы в малых группах.

Ход урока

Организационный (мотивационный) этап

Индивидуальные ответы на вопросы по содержанию романа для создания эвристической ситуации.

Примерный список вопросов по роману "Преступление и наказание":

  • Объясните контраст портрета героя с окружающей его обстановкой?
  • Каковы основные причины того, что Мармеладов называет себя свиньей?
  • С чем сравнивает автор комнату героя?
  • Какое значение имеет упоминание о кресте?
  • Какова причина обморока Раскольникова?
  • Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?
  • Чем объясняется проявленная забота Раскольников о Мармеладове?
  • Чего потребовал Раскольников от сестры? Почему?
  • Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?
  • В чем Раскольников видит сходство между Лизаветой и Соней?
  • Что почувствовал Раскольников, когда Свидригайлов сказал ему о том, что они "одного поля ягоды"?
  • Какие новые качества раскрываются в Разумихине?
  • Кем считает Соню Раскольников в эпизоде чтения Евангелия?
  • Почему Соня не могла покончить с жизнью?
  • Что показывает Раскольникову сцена поминок?
  • Почему Лебезятников спасает Соню?
  • К какому выводу приходит Раскольников в отношении Свидригайлова?
  • Почему Дуня "спасает" Свидригайлова?
  • В чем обвиняли каторжники Раскольникова?
  • Почему Соня стала "лучом света" для всех каторжников?
  • - Как изменилось отношение Раскольникова к религии в конце романа?

Оформление тетрадей

Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова – это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость – Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными…
В.Г. Короленко (из "Записной тетради" 1889-1891 гг.)

Вступительное слово учителя

В "Преступлении и наказании" более 90 персонажей, из них примерно десять можно назвать центральными, имеющими свои индивидуальные черты характера, взгляды, играющими важную роль в развитии сюжета романа и создании образа главного героя. Роман идеологический, философский. Известно, что первоначально Достоевский задумывал роман с названием "Пьяненькие", в котором главная роль была отведена Мармеладову.

Но замысел изменился, и Мармеладов уступил место Раскольникову, однако отношение автора к нему так и осталось противоречивым и сложным: безвольный пьяница, довел жену до чахотки, дочь – до "желтого билета", сам опустился на "дно жизни", одновременно с этим автор умоляет: "О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах", т.е. по сокращению.

Как известно, действие романа разворачивается в 1865 году, в разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево – на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман "Преступление и наказание" - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег. На примере главного героя – Родиона Раскольникова и его двойников, Достоевский показывает всю тяжесть положения героев, оказавшихся в незаурядных ситуациях. Также автор показывает итог выбора, который совершают двойники, давая возможность читателю "примерить" их поступки на образ главного героя.

Родион РаскольниковРодион Раскольников

Говоря о понятии "Авторский идеал" (записывают в тетрадях термин "Авторский идеал – это представление писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность"), мы смело заявляем, что для Достоевского идеален тот герой, который близок к религии, к образу Христа. Есть ли в романе герои, соответствующие таким критериям? Вопрос не однозначный, требующий разъяснений и анализа образов главных и второстепенных героев, имеющих определенную роль в анализе романа.

Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их

1. Найдите в романе эпизод, явившейся ключевым в перевороте сознания и взглядов Раскольникова на веру в Бога.

Примерный ответ ученика:
Зачитывает фрагмент из части 4, главы 4: "На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
- Это откуда? – крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.

- Мне принесли, - ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
- Кто принес?
- Лизавета принесла, я просила. "Лизавета! Странно!" - подумал он. Все у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.

- Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг. Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня."

СоняСоня

Данный фрагмент является самым главным в понимании сознания героя. То, что он просит прочесть именно про воскресение Лазаря, говорит о том, что герой знает Евангелие, хотя в первых главах романа, мы, как читатели, уверены в том, что Раскольников далек от веры в Бога. Автор выбирает именно притчу о Лазаре для своего героя, потому что притча рассказывает о том, как Христос воскресил своего мертвого друга.

Раскольников сам нуждается в воскрешении. Только не физически, а духовно. Раскольников и сам соотносит себя с образом Лазаря. Проявленный интерес и задатки веры у героя приближают его авторскому идеалу.

2. Перечислите основных двойников Раскольникова. Кто из них наиболее близок к понятию "Авторского идеала"?

Примерный ответ ученика:
Каждого героя романа "Преступление и наказание" мы можем назвать двойниками главного героя, это могут быть не только мужчины, но и женщины. Каждый герой представляет собой отражение Раскольникова в том или ином аспекте, только в более гротескной форме.

Так, например, образ главного двойника Раскольникова – Аркадий Иванович Свидригайлов (зачитывает его портретные характеристики).

Аркадий Иванович СвидригайловАркадий Иванович Свидригайлов

Самая главная схожесть двух героев в их безверии и сходстве теорий. Свидригайлов заявляет: "Мне все позволено". Так же, как и теорию Раскольникова, теорию Аркадия Ивановича разрушает женщина – Дуня. Но разрушение идеи приводит Раскольникова к вере в Бога, к искуплению путем страдания.

А Свидригайлов же находит только один выход – самоубийство. Несомненно, Аркадий Иванович Свидригайлов не может являться идеалом писателя, даже несмотря на его хорошие поступки: спасение Дуни Раскольниковой, хоть он и виновник бед девушки, от позора, восстановление ее доброго имени, избавление ее от Лужина, помощь Мармеладовым, он даже предлагает помощь Раскольникову, давая ему день, чтобы тот сбежал в Америку.

Образ Свидригайлова являет читателю самые худшие стороны характера Раскольникова, ложность его теории. Такими же двойниками являются и другие второстепенные герои – Лужин, имеющий теорию "Возлюби прежде всего самого себя" и считающий приоритетным показателем деньги, Мармеладов – слабая личность, чей пример "падения" пугает Раскольникова, который видит в Мармеладове родственную душу, Лебезятников – представитель молодежи, подвергшейся влиянию модных идей, даже образ следователя Порфирия Петровича напоминает нам Раскольникова, только в отличие от главного героя он вовремя осознал ложность теорий.

Никого из этих героев мы не назовем идеальными. Каждый представляет собой обличение пороков, не совместимых с Богом, хотя некоторые и имеют светлые начала в душе.
Наиболее близкой к идеалу является Соня Мармеладова: девушка с непростой судьбой, продавшая себя ради семьи, эта жертва приближает ее к образу Христа, который пожертвовал собой, ради спасения рода человеческого. Соня представляет собой отражение самых светлых черт характера Раскольникова.

Нельзя не отметить и сестру Раскольникова – Дуню. Девушка представляет собой двойника не только брата, но и Сони. Она готова принести себя в жертву, выйдя замуж за Лужина.

3. Докажите, что писатель утверждает в романе "правду" Сони Мармеладовой.

Примерный ответ ученика:
"Правда" Сони заключается в единстве с Богом, в пути к вере через страдания. В конце романа Раскольников принимает путь Сони: "…он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал…"

Выводы по теме урока

  • Составьте тезисный план пути Раскольникова к Богу.
  • Является ли Раскольников идеальным героем Достоевского или нет? Почему? (Записывают выводы в тетрадь)

Домашнее задание

  1. Творческая работа. "Письмо герою". (любому из обсуждаемых на уроке) Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из XXI века. Поговорите с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что посоветовать…
  2. Придумать вопросы для викторины по роману "Преступление и наказание".
Размер:
18.25 Kb
Скачали:
14