Имя Ф. М. Достоевского в сознании читателей всегда соотносится с глобальными проблемами, поднятыми в его произведениях. Неслучайно пять главных его романов названы исследователями великим Пятикнижием, по аналогии со Священным Писанием - главной книгой христианства.
Первым из пяти романов этого цикла является роман "Преступление и наказание", написанный в 1866 году.
В данной статье мы попытаемся показать, какую роль в духовном развитии главного героя имеет Евангельская притча о Лазаре. Эта притча приводится в четвертом Евангелии Нового Завета - от Иоанна. В ней говорится о том, что Иисус воскрешает своего друга, который был мертв уже четыре дня и находился в гробу в пещере, плотно закрытой камнем.
Вернуть к жизни человека, тело которого явило признаки тления, казалось невозможным, но Иисус сказал: "Если будешь веровать, увидишь славу Божию". Когда камень был отвален, Иисус обратился к Отцу Небесному со словами: "Отче! Благодарю тебя, что Ты услышал Меня…". Произнеся эти слова, Он позвал громким голосом: "Лазарь! Иди вон!" И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…".
Таким образом, Христос демонстрирует победу не только над смертью, но и над тлением. Тление победить значительно сложнее, потому что до сих пор казалось, что это необратимый процесс. Но Христос говорит, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божьей и тем самым дает надежду на преодоление самых фатальных обстоятельств.
Эта притча имеет большое значение в идейной структуре романа "Преступление и наказание". Главный герой романа, Родион Раскольников, не верует в Бога, но, подобно многим героям писателя, читает и знает Евангелие. Сюжет о воскресении Лазаря значит для него очень много: "На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
- Это откуда? – крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.
- Мне принесли, - ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
- Кто принес?
- Лизавета принесла, я просила.
"Лизавета! Странно!" - подумал он. Все у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.
- Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня".
В этом эпизоде важно все: книга обращает на себя внимание героя и не дает ему покоя, несмотря на то, что он очень взволнован. Она как бы магнитит его. Ее старый потрепанный вид говорит о том, что к ней обращаются очень часто. Раскольников кричит: "Это откуда?", находясь с Соней в одной комнате, что говорит о крайней степени его возбуждения.
Его поведение контрастирует с поведением Сони, которая стоит неподвижно и отвечает ему "будто нехотя и не взглядывая на него". Для нее книга, подаренная Лизаветой, хранится в сокровенном уголке души, который она не хочет открывать. Раскольников же, напротив, пытается обнажить сокровенное, потому что для него это очень важно.
Он соотносит себя именно с Лазарем, который был мертв уже четыре дня. Это подчеркивается и тем обстоятельством, что четыре дня после убийства он проводит в своей каморке, похожей на гроб.
Считая себя мертвым, Раскольников не рассчитывает на спасение и воскресение. Он сознательно отторгает себя от людей, потому что не верит в Христа как в собственного спасителя. "Раскольников жил в мире и чувствовал свое место в мире. Мир был враждебен, но обойти его стороной нельзя было, все в мире цеплялось одно за другое, каждая клеточка в нем зависела от общего течения дел. Он понимал: чтобы изменить свою личную судьбу, судьбу матери и сестры, ему надо изменить весь существующий миропорядок.
Чувство протеста не давало ему примириться, слож ить руки. Он отделял себя от других, от остального мира — и восстал против него, но в одиночку и по своей собственной, им самим выработанной программе". Вера Сони, фанатичный блеск ее глаз во время чтения Евангелия кажутся ему помешательством: "Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? <…>
Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве все это не признаки помешательства? <…> "Юродивая! юродивая!" - твердил он про себя <…>…Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. <…>… она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев…<…> (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела)".
К Соне его тянет не желание спасения, а ощущение родственной преступной души. "Убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги", пытаясь открыть для себя свет на мрачном фоне своей жизни. Судьба Сони также связана с образом из Библии – образом Марии Магдалины, прощенной Иисусом блудницы. Еще одной деталью, связывающей образ Сони с Марией Магдалиной, является то, что Соня поселилась у Капернаумова, чья фамилия связана с древним городом Капернаум, близ которого лежал город Магдала, откуда происходила Мария Магдалина. "Соня, находясь в самом вертепе порока, сохранила чистоту души – благодаря своей вере в Христа: "Что ж я без бога-то была?".
По замыслу Достоевского, Соня призвана чистотой своей души, своей ролью в трагедии Раскольникова неопровержимо подтвердить истинность христианства. … Ее идеология исчерпывается верой в бога".
Путь Раскольникова на каторгу не является путем раскаяния, для него признание в убийстве и последующий суд являются такой же "пробой", как и убийство старухи. Только теперь он убивает себя, завершая то, что начал, решившись на преступление. "Разложение души" Раскольникова ощущается и каторжанами: "Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть – почему?
Он не знал этого. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее. <…>…произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.
- Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо!
Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника…".
Героя воскрешает не Евангелие, как знак православной веры, а тихая деятельная любовь Сони Мармеладовой.
В конце романа Достоевский пишет: "Их воскресила любовь".Только теперь Раскольников обращает внимание на Евангелие, не потому что пытается отыскать истину в словах этой книги, а потому, что в его сердце уже живет зарождающееся нежное чувство к Соне: "Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря.
В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
Он не раскрыл ее и теперь…".
Таким образом, Достоевский показывает историю "идеи", которая овладевает сознанием Раскольникова и заставляет его совершать поступки, не совместимые с человеческой нравственностью. Эта "идея" делает его "мертвым", подобно тому Евангельскому персонажу, воскресение которого так интересует героя. Однако, одержимый собственной теорией, Раскольников перестает искренне чувствовать и это отторгает его от людей и приводит на каторгу.
Христос, по мысли Достоевского, живет в сердце человека, поэтому воскрешение сердца Раскольникова и есть главное чудо, соотносимое с Евангельской притчей. Раскольников идет к Евангелию через любовь и в этом нет насилия над его личностью (он думал, что она замучит его религией, но Соня ни разу не заговаривала об этом). Очевидно, что автор оставляет своему герою свободу выбора того пути, на который ему предстоит вступить.
Значение Достоевского в познании психологии человека трудно переоценить, он сам называет себя "реалистом в высшем смысле", то есть дает понять, что природа человека тяготеет к вечному поиску высшего начала. Для самого Достоевского этой точкой является Христос. И в романе "Преступление и наказание" принятие идеи Христа дается с достоверностью, подвластной только великому психологу.