Библиотечный урок посвященный Дню словаря "Здравствуй, страна Словария!"

Цели урока:

  • познакомить учащихся 3 класса с разными видами словарей;
  • совершенствовать навыки работы с книгой-словарем, справочной литературой.

Задача: расширить знания школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках.

Ход урока

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня наша беседа будет посвящена удивительным книгам. А каким книгам, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть волшебная страна, что распахнута пред вами
Та, которая словами, как людьми населена
Правит ими государь по прозванию словарь. (ответ детей)

- В помощники я взяла самого умного жителя Цветочного города Знайку. (Звучит марш Знайки и ходит Знайка с огромным портфелем)
Знайка: Здравствуйте, ребята, очень рад побывать в вашей школе и в вашем классе. Мне сказали, вы любите учиться и много читаете.
- Да, я действительно всеобще признанный самый умный коротышка в Цветочном городе и все при все знаю.

Библиотекарь: Ну раз ты все знаешь, тогда скажи нам, пожалуйста, какой сегодня день?
Знайка: Это самый легкий вопрос на свете! Сегодня 22 ноября!
Библиотекарь: И это все? (Знайка пожимает плечами. Библиотекарь приклепляет на школьную доску портрет В.И. Даля)

- Сегодня 22 ноября отмечается всероссийский День словаря - молодой, но очень интересный праздник. Но почему мы чествуем словари именно в этот день?
- И почему словари так важны для нас?
- Самый знаменитый толковый словарь был создан более 100 лет назад.

- Жил в России один замечательный человек. Всю свою жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно, о чем идет речь. Звали его Владимир Иванович Даль. И родился он 22 ноября 1801 года.

Над этим словарем - замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры, автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краев России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования.

Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

Знайка: Вот как кстати! В моем портфеле я всегда ношу парочку словарей. (Достает из портфеля толковый словарь русского языка В. Даля ставит на книжную выставку)

Библиотечный урок в 3 классе "Словари"Библиотечный урок в 3 классе "Словари"

Библиотекарь: Так что же такое словарь? Кто ответит на этот вопрос? (ответы детей)

- Верно, словарь - это прежде всего собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык.
Звучит торжественная музыка и в класс входит Принцесса из сказки С. Маршака "12 месяцев".
Принцесса: Сколько здесь моих поданных! Здравствуйте! У вас здесь праздник и веселье? Я просто обожаю танцы, музыку и ничего неделанье!

Библиотекарь: Здравствуйте, Ваше высочество. Ребята, вы узнали нашу гостью?
- Нет, принцесса, ребята здесь не веселятся, а получают знания. Мы приглашаем и тебя присоединится к нашему уроку.
Принцесса: Фи, как это скучно. Зачем мне учится! Я сама себе учитель!

- Сама создаю правила и законы! Вот какое сейчас время года?
Дети отвечают: Осень.
Принцесса: А я говорю, что за окном весна. Какая на улице сегодня погода?

Дети: Холодно, пасмурно.
Принцесса: А я сказала жарко и солнечно. Вы сейчас очень грустные, а я приказываю всем веселиться.
Библиотекарь: Остановись на минутку, милая принцесса и послушай. Те слова, которые ты сейчас назвала - это антонимы - слова имеющие противоположное значение.

- Такие слова собраны в словари, которые называются словарь антонимов. Словарь антонимов русского языка среди других словарей занимает важное место. Он помогает подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление. (Знайка берет в портфеле словарь антонимов и ставит на выставку)

- Ребята, давайте с вами приведем примеры антонимов.
- На доске карточки двух цветов в виде солнышка и тучки со словами антонимами. Вам нужно составить пару.

День – ночь, свет – темнота, радость – печаль, чистота – грязь, вход – выход, жара – холод, друг – враг, правда – ложь, труд– безделье, труженик – лодырь, восход – закат, веселье – скука, радость – горе, тишина – шум, смех – плач, начало – конец.

- Молодцы, ребята, все верно.
Принцесса (задумчиво): А я все поняла. Я тоже умею составлять ваши антонимы: красивая, хорошенькая, славная.
Библиотекарь: Остановись на минуточку, милая принцесса. Эти слова имеют другое значение и называются синонимы.

- Слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. И словарик для этих слов называется словарь синонимов русского языка. (Знайка достает словарь синонимов и ставит на книжную выставку)
Принцесса: Ничего не поняла, какие такие синонимы.

Библиотекарь: Ребята, давайте поможем принцессе, найдите в словариках синонимы к словам радость, веселье, доброта.
Знайка: Вот, принцесса, век живи, век учись!
Принцесса: Что? Что это ты такое непонятное говоришь. Не хочу я век учиться!

Библиотекарь: Ребята, а вы поняли, что хотел сказать Знайка этим выражением?
- Что оно означает? (ответы ребят)
- Такие интересные "крылатые выражения" собраны в словарь фразеологизмов.

- Каждый фразеологизм в этом словаре содержит толкование значения, историю происхождения и пример использования в литературе.
- И в нашей повседневной речи мы используем фразеологизмы. Когда кого-то уличают во лжи, мы говорим вывести на чистую воду.
Принцесса: А вот в моем фразеологическом словаре есть только картинки. Пожалуйста, помогите мне восстановить словарные статьи.

Каждая группа по картинке узнает фразеологизм: не в своей тарелке, делать из мухи слона, клевать носом, тянуть за язык, развесить уши. Используя фразеологический словарь, находит и зачитывает нужную словарную статью.

Принцесса: Спасибо вам за помощь! Но все равно, я самая умная принцесса на свете и без ваших словарей.
- Вот, смотрите. Я умею красиво и без ошибок писать. (Пишет на доске: Пренцеса, каралева)
- Я сейчас принцесса, а скоро буду королевой. Вот вам.

Библиотекарь: Ребята, принцесса правильно написала слова? (нет, с ошибками)
- Чтобы исправить ошибки мы с вами посоветуем принцессе воспользоваться орфографическим словариком.
- Давайте найдем эти слова и посмотрим, как они правильно пишутся.

- Все слова во всех словарях находятся в строго алфавитном порядке, для того чтобы быстро найти нужное слово. (Дети находят слова в словаре и исправляют ошибки)
Принцесса: Зря я не слушала своего мудрого учителя, очень стыдно быть такой невежей. Я думала, что принцессам не нужно учиться, а только кушать вкусные ТОРТЫ и носить красивые БАНТЫ.

Библиотекарь: Ребята, правильно принцесса поставила ударение в словах торты и банты? Давайте говорить правильно! В этом принцессе и нам поможет орфоэпический словарь Русского языка.
- Узнаем, как правильно поставить ударение в слове. Правильно ТОРТЫ и БАНТЫ.
Принцесса: Спасибо вам, ребята, что помогли мне исправить ошибки. Я сейчас же поспешу в свой учебный класс и сяду за изучение словарей!

Итог урока

Библиотекарь: До свидания, принцесса. Ребята, наша с вами беседа тоже подошла к концу.
– Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
- Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с несколькими из них. Много книг на свете, но словари - это драгоценность.

- Давайте еще раз вспомним, какие бывают словари?
- Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся.
- А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение, которое нам прочтет... (читает ученик)

В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом.
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты уже вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдешь…

Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна…
Здесь, в комнате моей, из года в год,
Все человечество в ладу живет.

- Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека.
- И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: "Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги".
- Спасибо за внимание!

Размер:
24.34 Kb
Скачали:
7