Простые приемы обучения счету в пределах 100 детей с ЗПР

Большую часть детей с ОВЗ составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Их особенность состоит в том, что нарушаются основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера).

Это ведет к тому, что ученик с трудом усваивает учебный материал, возникают проблемы в эмоциональной сфере, в общении с другими детьми.

Обучение детей с ЗПР ведется по адаптированным образовательным программам, строится с учетом индивидуальных особенностей.

Обучение детей с ЗПР начинается с мотивации

Зачем нужно считать?

Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо уметь считать!
Коль захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,

Сто друзей себе прибавить,
От злодеев мир избавить,
Все науки изучить,
Все пятерки получить!

Следующий шаг - как научиться быстро считать, знакомимся с приемами счета.

В 1 классе дети учатся считать по линейке, числовой ленте. Закрепляют понятия: число, количество, цифра. Изучают и учат состав числа в пределах 10 и 20. К сожалению, многие ребята с ЗПР, могут считать только с опорой на наглядность, выучить состав числа не могут.

Как научить учеников 2 класса овладеть устными приемами вычислений в пределах 100?

На помощь приходит числовая лента до 100 по методике "100 счет" Н. Зайцева.

Числовая лента до 100 Н. ЗайцеваЧисловая лента до 100 Н. Зайцева

Вы видите, что можно хорошо отработать состав 10, а это необходимо при счете с переходом через 10. У каждого ребенка по 10 кружков и 1 треугольник - домик, на котором нарисованы 10 кружков.

С этим пособием возможно выполнять разные задания. Например, положите 2 кружка - сколько не хватает до 10? Можно решать задачи, например, в домике 10 квартир, днем в 6 квартирах были жильцы. Сколько квартир были пустые? Проводить устный счет:10 - это 3 и ..? 6 увеличь на 4. От 10 вычти 5… Много подобных заданий можно придумать самим.

Каждый урок играли в "Пальчики" - отрабатывали состав числа 10. Покажите на пальцах - 10 - это 5 и … и т. д. Работа с пальцами очень полезна, т. к. развивает зрительную память, мелкую моторику, речь, мышление…

Когда записывали число 10, увидели, что требуется две цифры 1 и 0. а на таблице обнаружили, что появился второй треугольник. Попробовали считать треугольниками или десятками, увидели, что их можно считать, как простые единицы. Пальчики наши на двух руках, объединили в один замочек и тоже посчитали десятками.
Научились решать примеры 2+3=5 и 20+30=50; 5-3=2 и 50-30=20. Сначала выкладывали на парте, затем, рисовали треугольники и кружки.

Примеры

По ленте хорошо можно отследить образование нового десятка: как только к 9 ед.+1 ед.= 10 ед или новый десяток.

Зрительно запомнили, что десятки пишутся слева, треугольник большой, а единицы - справа, кружочки маленькие. Так же, использовали кубики Н. Зайцева, для усвоения записи двузначных чисел.

Кубики Н. Зайцева

Нашли закономерность в образовании чисел и быстро их запомнили. Выполняли устный счет по ленте и с опорой на счетный материал - треугольники и кружки. Называли и показывали числа, следующее и предыдущее число, увеличивали и уменьшали числа, сравнивали их.

Таблица чиселТаблица чисел

Увидели и убедились, что двузначные числа могут состоять только из десятков или из десятков и единиц. Научились выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, рисуя под примером треугольники и кружки. Считали сколько всего - при сложении, зачеркивали (убирали) - при вычитании. Дети наглядно видели, что десятки складывают (вычитают) с десятками, а единицы с единицами.

Пример сложенияПример сложения

Конечно, записи в тетрадях получались большими, но зато дети научились считать. Не возникло проблем в решении примеров письменным способом без перехода через десяток.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!