Как оформить дневник наблюдения за погодой?

В начальной школе на уроках окружающего мира ученикам начальных классов учителя предлагают вести дневник наблюдений за погодой.

Дневник наблюдения за погодой – это календарь-график, в котором по месяцам, учащиеся наблюдают и отмечают изменения, происходящие в окружающем мире: температура воздуха; направление ветра; осадки; состояние неба; долгота дня; атмосферное давление. 

Как правило, наблюдения в дневнике бывают метеорологические (погодные) и фенологические (сезонные). А значит могут включать сведения о месяце года, например, его происхождение, подборка стихов и другое.

Так как записывать происходящие изменения погоды в дневник школьнику приходится ежедневно, это развивает у него не только наблюдательность, но чувство ответственности, аккуратности, развивает внимание и воображение. А это уже начальный этап исследовательской работы, которая сейчас популярна и востребована в начальной школе. А в 4 классе учащимся в ВПР по окружающему миру предлагают сравнить изменения погоды по дням. Следовательно, наблюдения за погодой в дневнике наблюдения - это не прихоть учителя.

Календарь погоды может быть оформлен на компьютере, самостоятельно в тетради или куплен в книжном магазине. Правила оформления дневника могут быть разными. Выбирает сам учитель. Дневник наблюдения за погодой, сделанный своими руками, затратен по времени, но позволяет проявить школьнику творческие способности в оформлении.

С чего начать оформление дневника наблюдения?

Дневник наблюдения за погодой можно приобрести в книжном магазине, использовать готовые шаблоны дневника наблюдений и конечно сделать самостоятельно. Сегодня мы поговорим о том, как школьнику самостоятельно сделать дневник наблюдений погоды.

Для оформления дневника наблюдения за погодой своими руками понадобится тетрадь, цветные карандаши и фломастеры, линейка, ручка и простой карандаш. Можно использовать картинки из журналов.

1) Начнем с обложки дневника наблюдений. Она должна быть яркой и красочной. Не забудьте подписать: Дневник наблюдений за погодой ученика 3 класса ФИО.

Обложка дневника наблюденийОбложка дневника наблюдений

2) Первая страница дневника – метеорологический код или условные обозначения погодных явлений

Метеорологический код (условные обозначения)Метеорологический код (условные обозначения)

3) Вторая - график наблюдения за погодой за месяц.

График наблюдения за погодойГрафик наблюдения за погодой

Таблица делится на столбцы, которые определяет сам учитель. К 3 классу учащиеся уже знакомы с условными обозначениями и должны ежедневно наблюдать за погодой и фиксировать в дневник. До 2 класса наблюдения за погодой могут быть в устной форме с введением условных обозначений.

Сам график может выглядеть так:

4) Роза ветров – диаграмма в виде многоугольника, повторяющая направление ветра за месяц (откуда дует ветер).

Роза ветровРоза ветров

5) Итог наблюдений за месяц можно оформить в виде таблички:

Количество ясных дней –

                     Пасмурных –

                     Облачных –

                     С осадками –

                     Ветреных –

Средняя температура –

Самый длинный день –

Самый короткий день -

6) Другие сведения о месяце года (фенологические наблюдения, загадки и стихи, наблюдения за животными и растениями, пословицы и поговорки, народные приметы, труд людей в городе и селе)

7) Обобщение погоды по времени года (зима, весна, осень) может включать:

1. Сводка погоды за 3 месяца оформляется в виде таблицы. Приведем пример оформления сводки погоды за осень

Что обобщать

Месяцы

Всего за осень дней

сентябрь

октябрь

ноябрь

Ясных дней

 

 

 

 

Пасмурных дней

 

 

 

 

Дней с переменной облачностью

 

 

 

 

Ветреных дней

 

 

 

 

Дней без ветра

 

 

 

 

Дней с температурой выше +10

 

 

 

 

Дней с температурой ниже 0

 

 

 

 

Самая высокая температура 

 

 

 

 

Самая низкая температура

 

 

 

 

Дней с осадками

 

 

 

 

Дней без осадков

 

 

 

 

2. Общая характеристика времени года

Приведем пример характеристики осени: осенью чаще всего была пасмурная погода - 46, ясных дней было очень мало – 8. Дни были преимущественно ветреные – 83. Осень была дождливая, осадков выпало много – 77 дней. Дни были преимущественно с температурой ниже 0, следовательно осень холодная. Самая низкая температура – 22.

3. Фенологические изменения в неживой природе включают наблюдения за сезонными изменениями. Приведем пример:

10 сентября – густые туманы по утрам, уровень воды в реках низкий;

12 сентября – очень теплое утро до + 14, днем до +30

20 сентября – первая снежная крупа;

23 сентября – первый снег;

3 октября – продолжительный снег;

7 октября – лужи застыли;

10 октября – первая гололедица;

2 ноября – снег покрыл землю;

7 ноября – на реке появился первый лед:

17 ноября – сильный гололед:

21 ноября – сильные морозы;

25 ноября – обильный снегопад.

4. Фенологические изменения в жизни растений. Приведем пример:

9 сентября – много грибов;

10 сентября – зеленые деревья – береза, карагач; частично желтые – липа, клен; красная листва – рябина, черемуха;

12 сентября – трава зеленая;

17 сентября – тополь и осина полностью облетели;

20 сентября – ягоды рябины и калины созрели, но их очень мало;

7 октября – начался листопад;

15 октября – на полях зеленеет озимь;

20 октября – ветер сорвал последние листья у лиственницы;

27 октября – начался шишкопад у ели;

27 ноября – растения погрузились под толстый слой снега.

5. Фенологические изменения в жизни животных. Приведем пример:

9 сентября – вороны и воробьи собираются в стаи;

11 сентября – много ос, комаров;

12 сентября – белка заготавливает корм на зиму;

14 сентября – в воздухе «играет» мошка;

29 сентября – много божьих коровок;

7 октября – куры стали оперяться;

21 октября – прилетели свиристели;

26 октября – в комнате много божьих коровок;

27 октября – белки стали менять окраску.

Оформление дневника наблюдений за погодой своими руками занятие увлекательное! Если у вас есть свои предложения по оформлению, пишите в комментариях.

Размер:
15.98 Kb
Скачали:
75
<
Аватар пользователя
nasgerr

04.08.2021

Когда я училась в школе, мы делали дневники наблюдений своими руками. Чертили, вырезали картинки, раскрашивали, а потом на уроке окр. мира рассказывали о своих наблюдениях. Дежурный вставал и описывал погоду сегодняшнего дня.  winked
<
Аватар пользователя
viii

12.07.2022

Мой дед всегда записывал погоду зимних месяцев, а потом в летние месяцы высчитывал, когда лучше начинать сенокос. Предугадывал погодные условия  winked
<
Аватар пользователя
alixinstr

15.02.2023

Ведение дневника погоды становится необходимым требованием ФГОС 3 поколения. В ходе урока учитель обязан встроить такие задания для развития естественно-научной функциональной грамотности, чтобы они были приближены к реальной жизни и были практико-ориентированными. Наблюдение за погодой и ее изменениями, как раз учит этому. 

<
Аватар пользователя
natalianaumova

25.03.2023

В 4-5 классе учителя дают задание на дом: внести в таблицу фенологические наблюдения за погодой в течение недели. Это становится сложным заданием и для учеников, и для родителей. Часто с такими заданиями дети приходят к репетитору. Хотя фенологические изменения есть и в живой, и в неживой природе. Нужно лишь научиться наблюдать и видеть.
<
Аватар пользователя
Марха

29.10.2023

Еще есть учителя, которые задают вести дневник наблюдения? Отслеживать погоду? В нашей школе такого нет, интернет в помощь. no
Добавить комментарий