В начальной школе на уроках окружающего мира ученикам начальных классов учителя предлагают вести дневник наблюдений за погодой.
Дневник наблюдения за погодой – это календарь-график, в котором по месяцам, учащиеся наблюдают и отмечают изменения, происходящие в окружающем мире: температура воздуха; направление ветра; осадки; состояние неба; долгота дня; атмосферное давление.
Как правило, наблюдения в дневнике бывают метеорологические (погодные) и фенологические (сезонные). А значит могут включать сведения о месяце года, например, его происхождение, подборка стихов и другое.
Так как записывать происходящие изменения погоды в дневник школьнику приходится ежедневно, это развивает у него не только наблюдательность, но чувство ответственности, аккуратности, развивает внимание и воображение. А это уже начальный этап исследовательской работы, которая сейчас популярна и востребована в начальной школе. А в 4 классе учащимся в ВПР по окружающему миру предлагают сравнить изменения погоды по дням. Следовательно, наблюдения за погодой в дневнике наблюдения - это не прихоть учителя.
Календарь погоды может быть оформлен на компьютере, самостоятельно в тетради или куплен в книжном магазине. Правила оформления дневника могут быть разными. Выбирает сам учитель. Дневник наблюдения за погодой, сделанный своими руками, затратен по времени, но позволяет проявить школьнику творческие способности в оформлении.
Дневник наблюдения за погодой можно приобрести в книжном магазине, использовать готовые шаблоны дневника наблюдений и конечно сделать самостоятельно. Сегодня мы поговорим о том, как школьнику самостоятельно сделать дневник наблюдений погоды.
Для оформления дневника наблюдения за погодой своими руками понадобится тетрадь, цветные карандаши и фломастеры, линейка, ручка и простой карандаш. Можно использовать картинки из журналов.
1) Начнем с обложки дневника наблюдений. Она должна быть яркой и красочной. Не забудьте подписать: Дневник наблюдений за погодой ученика 3 класса ФИО.
2) Первая страница дневника – метеорологический код или условные обозначения погодных явлений
3) Вторая - график наблюдения за погодой за месяц.
Таблица делится на столбцы, которые определяет сам учитель. К 3 классу учащиеся уже знакомы с условными обозначениями и должны ежедневно наблюдать за погодой и фиксировать в дневник. До 2 класса наблюдения за погодой могут быть в устной форме с введением условных обозначений.
Сам график может выглядеть так:
4) Роза ветров – диаграмма в виде многоугольника, повторяющая направление ветра за месяц (откуда дует ветер).
5) Итог наблюдений за месяц можно оформить в виде таблички:
Количество ясных дней –
Пасмурных –
Облачных –
С осадками –
Ветреных –
Средняя температура –
Самый длинный день –
Самый короткий день -
6) Другие сведения о месяце года (фенологические наблюдения, загадки и стихи, наблюдения за животными и растениями, пословицы и поговорки, народные приметы, труд людей в городе и селе)
7) Обобщение погоды по времени года (зима, весна, осень) может включать:
1. Сводка погоды за 3 месяца оформляется в виде таблицы. Приведем пример оформления сводки погоды за осень
Что обобщать |
Месяцы |
Всего за осень дней |
||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
||
Ясных дней |
|
|
|
|
Пасмурных дней |
|
|
|
|
Дней с переменной облачностью |
|
|
|
|
Ветреных дней |
|
|
|
|
Дней без ветра |
|
|
|
|
Дней с температурой выше +10 |
|
|
|
|
Дней с температурой ниже 0 |
|
|
|
|
Самая высокая температура |
|
|
|
|
Самая низкая температура |
|
|
|
|
Дней с осадками |
|
|
|
|
Дней без осадков |
|
|
|
|
2. Общая характеристика времени года
Приведем пример характеристики осени: осенью чаще всего была пасмурная погода - 46, ясных дней было очень мало – 8. Дни были преимущественно ветреные – 83. Осень была дождливая, осадков выпало много – 77 дней. Дни были преимущественно с температурой ниже 0, следовательно осень холодная. Самая низкая температура – 22.
3. Фенологические изменения в неживой природе включают наблюдения за сезонными изменениями. Приведем пример:
10 сентября – густые туманы по утрам, уровень воды в реках низкий;
12 сентября – очень теплое утро до + 14, днем до +30
20 сентября – первая снежная крупа;
23 сентября – первый снег;
3 октября – продолжительный снег;
7 октября – лужи застыли;
10 октября – первая гололедица;
2 ноября – снег покрыл землю;
7 ноября – на реке появился первый лед:
17 ноября – сильный гололед:
21 ноября – сильные морозы;
25 ноября – обильный снегопад.
4. Фенологические изменения в жизни растений. Приведем пример:
9 сентября – много грибов;
10 сентября – зеленые деревья – береза, карагач; частично желтые – липа, клен; красная листва – рябина, черемуха;
12 сентября – трава зеленая;
17 сентября – тополь и осина полностью облетели;
20 сентября – ягоды рябины и калины созрели, но их очень мало;
7 октября – начался листопад;
15 октября – на полях зеленеет озимь;
20 октября – ветер сорвал последние листья у лиственницы;
27 октября – начался шишкопад у ели;
27 ноября – растения погрузились под толстый слой снега.
5. Фенологические изменения в жизни животных. Приведем пример:
9 сентября – вороны и воробьи собираются в стаи;
11 сентября – много ос, комаров;
12 сентября – белка заготавливает корм на зиму;
14 сентября – в воздухе «играет» мошка;
29 сентября – много божьих коровок;
7 октября – куры стали оперяться;
21 октября – прилетели свиристели;
26 октября – в комнате много божьих коровок;
27 октября – белки стали менять окраску.
Оформление дневника наблюдений за погодой своими руками занятие увлекательное! Если у вас есть свои предложения по оформлению, пишите в комментариях.