Актуальность
Дети младшего школьного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д.
Однако представления учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределённы, не совсем отчетливы. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования.
В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных связей детей, становление опытных экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития учащихся и их способность к обучению. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, способствует формированию у детей положительного отношения к миру.
Кроме этого, детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности. Благодаря этому целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Особенно это важно для детей с особыми образовательными потребностями, в частности с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Классификация проекта
Название проекта |
«Зимушка-Зима» |
Тип проекта |
Информационно-практико-ориентированный |
По содержанию |
Познавательное развитие с коррекционной направленностью |
Вид проекта |
Внутри - групповой |
Продолжительность проекта |
Среднесрочный |
Участники проекта |
Учащиеся 1а класса, педагоги, родители |
Возраст детей |
8 лет |
Срок реализации проекта |
2,5 месяца |
Цель проекта: создание необходимых условий для развития познавательного интереса у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), желание наблюдать, исследовать природные явления, сравнивать и сопоставлять, применять полученные знания, умения навыки.
Задачи:
- вовлечь учащихся в исследовательскую и практическую деятельность для получения информации об объектах природы.
- пробудить познавательную деятельность, образное, творческое мышление.
- воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к окружающему миру.
- углубление знаний учащихся о существенных признаках сезона (состояние природы и основные зимние явления: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь, впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, зимние забавы детей).
Этапы проекта, темы занятий:
№ |
Тема |
Сроки |
1 |
«С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом» |
декабрь |
2 |
«Самый любимый праздник – Новый год. Зимние забавы» |
декабрь |
3 |
«Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – явления неживой природы» |
январь |
4 |
«Птицы зимой» |
январь |
5 |
«Животные зимой» |
февраль |
6 |
«Растительный мир живой природы зимой отдыхает» |
февраль |
Методы и приемы
- Наглядные (демонстрация, иллюстрации)
- Словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструкция)
- Практические (игры, упражнения)
Коррекционная работа осуществляется посредством использования специальных дидактических игр и упражнений.
Содержание деятельности:
- просмотр компьютерных презентаций;
- выполнение практических заданий;
- использование коррекционно-развивающих игр;
- использование игровых мотиваций и сюрпризных моментов;
- включение сказочных персонажей;
- использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности или природного явления;
- использование художественного слова;
- экскурсии;
- практическая деятельность (лепка, рисование);
- прослушивание музыкальных произведений;
- разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о зиме.
Внеурочные беседы:
«Сравнительный анализ картин А. Шишкин «Зима» и А. Васнецов «Зимний сон», «Зимние забавы» (иллюстрации), зимние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом зимы, зимние забавы детей».
Работа в библиотеке:
Рассматривание фото иллюстраций начала зимы; беседы о том, какие приметы начала зимы видно на этих картинах.
Чтение художественное литературы:
И. Соколов - Микитов «Пришла зима».
К. Ушинский «Выпал снег»
М. Пришвин «Тихий снег»
М. Пришвин «Первый мороз»
Н. Вагнер «Новый год»
И. Соколов – Микитов «Зима – вьюжная»
К. Ушинский «На опушке»
К. Ушинский «В берлоге»
И. Надеждина «Снежные слова»
Наблюдение:
Наблюдение за морозными узорами на стекле.
Сюжетно-дидактические игры:
«Телерепортер – зимние репортажи из леса по улице Крылова 32»; «Да-нет», «Времена года».
Прогулки:
Наблюдение за снегом;
Наблюдение за солнцем;
Наблюдение за облаками;
Наблюдения за льдом;
Наблюдения за почками на деревьях и кустарниках;
Наблюдения за птицами;
Наблюдение за погодой.
Формы работы
- урочная деятельность (предмет «Мир природы и человека», предмет «Чтение» предмет «Речевая практика»);
- внеурочная деятельность;
- совместная работа родителей и детей дома по заданной тематике творческого характера (создание книжек-малышек, оформление дневника наблюдений).
Ожидаемый результат:
- учащиеся посредством исследования, наблюдения, сравнения, пополнят свои знания об окружающем мире, о временах года и соответствующих
им природных явлениях:
- учащиеся приобретут навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Итоговое занятие проекта по теме: «Зимушка-Зима»