Урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Словообразование"

УМК: "Школа Росссии".

Цель:

  • создать условия для наблюдения за словосочетаниями с разными типами связи;
  • развитие умения опознавать словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям, обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении главного;
  • ознакомление с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?
Какое задание к упражнению надо было выполнить? (Ответы. Сверка по эталону)

Чистописание

Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
В.О. Ключевский

- Как вы понимаете это высказывание? (Высказывания учащихся)
Выполняют письмо по образцу.

Словарная работа

Записать слова вежливости из словаря.

- Проверьте по своим словарикам.
- Устно составьте предложение с любым из этих слов.

- Зачитайте свои предложения.
- Будем вежливыми, писать красиво и разборчиво, говорить добрые слова, чтобы можно было сказать о нас душа человек, золотое сердце. Как называются эти выражения?

Подготовка к основному этапу

Рубрика "Давай подумаем"

- Что нужно выполнить в упражнении на стр. 129?
- Что называют словосочетанием?
- Что такое предложение? Что не является словосочетанием?

- Какие типы связи словосочетаний знаете?
- Расскажите о согласовании, управлении. Выпишите эти словосочетания.
- Какие словосочетания лишние? К какому типу связи подходят?

Постановка учебной задачи

Назвать тему урока, предлагается сформулировать учебную задачу.
На доску выносится тема урока.

своение новых знаний

Организуется работа с рубриками "Давай вспомним", "Тайны языка". Поработайте самостоятельно, затем расскажите друг другу, какую тайну языка узнали.
На доску выносится надпись: Примыкание.

Зависимые слова - наречия, начальная форма глагола.
Предлагаю каждому учащемуся пользоваться памяткой. (у каждого на столе)

- А в высказывании Ключевского, которое мы писали красиво, можем найти словосочетания?
- Почему мы не выбрали "уметь писать"?
- Есть ли из выбранных вами вариантов словосочетания с типом связи примыкание? (оба слова являются главными, есть примыкание - первое словосочетание)

Памятки для работы над упражнением 1 стр. 132.
Выписывают зависимые слова в словосочетаниях; определяют их части речи.

Физминутка

Работа над темой урока

Предлагается выполнить упражнение 2 на стр. 133 (работа в парах), сильным учащимся - по карточкам задание усложнено, надо исправить неверный тип связи и выписать только примыкание, помощник - памятка.

Закрепление

Составляют словосочетания; отвечают на вопросы в учебнике на стр. 133.

Рефлексия

- Какие задачи ставили? (ответы учащихся)
- Всего ли достигли?
- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что получилось хорошо?
- Что вызвало затруднения?
- О чем хотели бы узнать подробнее?

- Оцените свою деятельность на уроке. (Самостоятельно формулируют итог урока и выполнение задач. Отвечают на вопросы и закрашивают нужный цвет светофора, выбирают смайлик соответствующий настроению)

Домашнее задание по выбору

  1. Выполнить задание к упражнению № 4 на стр. 133-134.
  2. Составить три словосочетания, используя слова вежливости.
Размер:
13.92 Kb
Скачали:
3