Для 4 класса УМК "Гармония"
Цели и задачи урока:
- узнать новую часть речи - наречие;
- узнать общее значение наречий, их морфологические признаки;
- уметь отличать наречия от других частей речи;
- развивать у учащихся память, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать у учащихся любовь к родному языку, культуру общения, чувства взаимопомощи и взаимоуважения.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё узнать,
Учитесь всё - всё открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь … открывать!»
- Знаете, что открывать? (Слайд 1) (Ответы детей)
Актуализация опорных знаний
- А что нужно учиться открывать вы узнаете, если
правильно выполните задание. Работать будете в паре. Карточка № 1.
Задание: заполни пропуски.
- Проверяем. (Слайд 2)
- Каков же наш девиз? (Учитесь тайны открывать!)
- Какое у вас настроение? Покажите карточку.
- В добрый час, ребята!
Ситуация затруднения.
- Прочитайте стихотворение: (Слайд 3)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи «кругом белым - бело»
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты «темно» -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты -
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою вся Россия!
- Как вы считаете, какие слова автор выделяет голосом? (Высоко, кругом белым-бело, темно, ароматно, красиво)
- Какой частью речи выражены эти слова?
- Какие есть предположения? (Высказывания детей)
Постановка учебной задачи
- Какую учебную задачу мы должны решить? (Узнать новую часть речи) (Слайд 3)
«Открытие» детьми новых знаний
- Выпишите из предложений № 134 в столбик словосочетания, в которых зависимые слова - незнакомые части речи.
- Укажите часть речи, которым выражено главное слово.
- Проверяем (Слайд 4)
- Давайте проведём исследование (Исследование по плану) (Слайд 5)
- Вам новая часть речи подарила слоги.
А слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт.
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?
- Кто догадался? (Наречие)
- Правильно! (Слайд 6)
Физминутка
Первичное закрепление новых знаний (Слайд 7)
- Пользуясь сообщением авторов учебника, попробуйте дополнить сведения о наречии.
- Это упражнения 136, 137 (Самостоятельно работают)
Проверяем.
Закрепление
- Откройте упражнение 138, спишите предложения.
- Найдите однокоренные слова и выделите корень.
- Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, как ваш сосед выполнил работу. (Слайд 8)
- Укажите, к каким частям относятся однокоренные слова? Докажите. (Слайд 8/2)
- Отметьте части слова. (Слайд 8/3)
Найдите № 140.
- А теперь вспомните и скажите, что такое фразеологиический оборот?
- Самостоятельно работаем по карточке № 2.
- Задание: соединить фразеологизм с наречием, подходящим по смыслу.
Карточка №2
1. Краснеть до корней волос. Крепко
2. Спит как убитый. Быстро
3. Мчаться, сломя голову. Тесно
4. Яблоку негде упасть. Сильно
5. Встать ни свет, ни заря. Громко
6. Кот наплакал. Рано
7. Кричать во всю Ивановскую. Мало
- Проверяем. (Слайд 9)
Итог
- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать новую часть речи)
- С какой частью речи познакомились? (С наречием)
Что узнали о наречии?
Рефлексия (Слайд 10)
- Прочитайте наречия. Постройте словосочетания с наречиями, чтобы выразить своё мнение об уроке.
- Покажите с помощью карточки какое у вас настроение?
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться,
Чтоб многому нам научиться.
- Спасибо всем за урок.
Домашнее задание
Правило с. 61-62, № 141, № 142 (по выбору)