Цели урока:
Планируемые результаты: учащиеся 4 класса научатся применять правило правописания частицы не с глаголами.
Любые конспекты уроков начинаются с организационного момента и мотивации детей к учебной деятельности. В данном конспекте - это загадка.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Все в действие придет:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет. (глагол)
- Все верно, глагол!
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
Работа в группах
Учитель: Работая в группах обобщим наши знания об этой части речи.
Задание: систематизируйте свои знания и составьте схему по теме "Глагол". (Работают на листочках)
Ученик выходит и составляет кластер на доске.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля. (Проводится проверка по образцу на доске, самоконтроль и самооценка)
- Ребята, соедините слова первого и второго столбика, где это возможно. (Один ученик читает полученные словосочетания)
табл
- Почему не со всеми словами первого столбика мы смогли соединить слова второго столбика. Какое мы с вами вспомнили правило?
- Почему у нас это получилось со словом не?
Проблемный вопрос
- Сможем ли мы без ошибок записать получившиеся словосочетания? Почему?
- Какую цель поставим себе на уроке? (Узнать как правильно писать глагол с не)
- Откроем учебник на стр. 91 и проверим себя. (Дети читают тему урока в учебнике)
Учитель: Откройте учебник на странице 92. С помощью рубрики "Давай подумаем" попробуем ответить на вопрос: Как правильно писать не с глаголами?
- Прочитайте пословицы и сделайте вывод о правописании частицы не с глаголами.
- Выскажите мнение, почему слова: неволить, ненавидит, нездоровится пишутся слитно? Может в учебнике опечатка?
- Можно ли сказать: волить, навидит, здоровится?
- Проверьте себя, прочитав рубрику "Тайны языка".
- Прочитайте басню И.А. Крылова "Волк и журавль". Найдите и подчеркните глаголы с частицей не. (Самоконтроль и самооценка)
- По окончании выполнения задания оцените свою работу в листе самоконтроля.
- Проверьте себя по эталону. Образец на доске.
- Какое значение придает глаголу частица не?
Работа по учебнику: c. 93 упр. 1
- Какое вы будете использовать правило для выполнения данного задания?
Физминутка
Работа по учебнику на стр. 94 упр. 3
1 группа слов: в поле, с землей, с тобой, до того места, у нас, на нее, от нас, на себя, на шаг, от нее, за нами, от нас, на расстоянии, к ней.
2 группа слов: выходим, соединяется, соединяет, дойти, посмотреть, удаляется, отодвинется, помчимся.
3 группа слов: не получалось, не дает, не придешь.
Тест
1. Отметьте верное высказывание.
а) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.
б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
в) Частица НЕ с глаголами не пишется.
2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ.
а) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить.
б) (не)сорить, (не)желать, (не)видеть, (не)узнавать.
в) (не)годовать, (не)доумевать, (не)роптать, (не)подставлять.
3. Что обозначает глагол недомогать?
а) выполнять работу против своей воли;
б) сомневаться, восхищаться;
в) находиться в болезненном состоянии.
- Ребята, давайте вернемся к нашему кластеру, что бы вы добавили в него нового.
- Какую цель мы поставили вначале урока?
- Смогли ли мы ее достигнуть?
Прием "Незаконченное предложение"
Оценивание учащихся.
Домашнее задание
Выполнить упр. № 2 на стр. 93 учебника.