УМК: "Школа России".
Цель урока: ознакомления учащихся 4 класса с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться;
Задачи:
Оборудование: учебник "Русский язык" 4 класс ч. 2 (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), ПК, проектор, презентация, карточки.
Учитель: Здравствуйте ребята!
- Повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.
- Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.
Орфоэпическая разминка
- Ребята, проведем небольшую разминку, внимание на слайд.
- Вы должны правильно произнести как пишутся слова:
1. тОтчас |
1. кОлос |
2. инструмЕнт |
2. лЕкарь |
3. прАвнук |
3. чУдить |
4. сИлос |
4. роЯль |
5. хлОпоты |
5. летопИсец |
6. цЕнтнер |
6. макУшка |
7. проводнИк |
7. Отзвук |
8. лыжнЯ |
8. рАнец |
9. концЕрт |
9. светлИца |
- А сейчас откроем тетради, запишите число, классная работа.
- А сейчас проведем минутку чистописания.
- Какая буква встречается в узоре? (буква К)
Повторение
Учитель: Повторим, с какой частью речи работаем на прошлых уроках? (глагол)
- Перед вами глаголы.
Желтеть, пробежал, задумаемся, дышать, оденусь, желаешь
- Какой глагол прошедшего времени? (пробежал)
- Глагол во 2-м лице единственном числе? (желаешь)
- Назовите глагол-исключение. (дышать)
- А теперь - глагол стоящий в начальной форме. (желтеть)
- Что можно сказать об оставшихся словах? (это возвратные глаголы)
- Почему эти глаголы называются возвратными?
Возвратаные - глаголы с суффиксами ся, сь, в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? что сделать? Действие совершается кем-то или чем-то над самим собой
Учитель: Посмотрите на следующие слова и составьте из них пословицу: всегда, грамота, пригодит..ся, учит..ся.
- Кто сможет объяснить ее значение? (ответы учащихся)
- Посмотрите на пропуски. Какую орфографическую задачу нужно решить? (вставить буквы)
- Какую проблему может вызвать задание?
- Все смогут сейчас ее решить? (нет)
- Как думаете, как будет звучать тема нашего урока? Назовите ее.
На слайде: "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
- Какую цель должны достичь к концу урока? (научиться определять, когда писать -тся, а когда -ться в возвратных глаголах)
- Молодцы, все верно!
Учитель: Сейчас предлагаю поработать в группах: понаблюдать за словами и попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.
- Кто справится с заданием первым - поднимайте руки.
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
Задание:
- Поставьте вопросы к глаголам.
- Понаблюдайте за мягким знаком в вопросе.
- Сделайте вывод.
Вывод 1: Если в ..., то у глагола пишется ...
- Понаблюдайте за формой слова: неопределенной и формой 3-го лица.
- Обратите внимание на правописание -тся и -ться.
- Сделайте вывод.
Вывод 2: у возвратных глаголов в ... пишется ...
- Заслушаем вывод 1, вывод 2.
- Составим алгоритм нашего правила. (открываю на слайде по частям)
Алгоритм:
- Сравним наше открытие с правилом в учебнике на с. 104, прочитайте.
- От чего же зависит написание -тся, -ться? (вопроса, формы слова)
- Выполним упражнение 219.
- Давайте сначала проговорим для каких глаголов выберем -т а для каких -тьи почему.
Чтобы вставить -т или -ть в глагол, надо поставить к нему вопрос: что делает? Пишем т, что делать? Пишем -ть.
Учитель: Ребята, выполним устно упражнение № 220.
Встает (встать), золотой (золото), волнуется (волны), пшеница (словарное слово), колос (колосья), налитой (налить).
Волнуется - что делает? готов - что сделать? склониться.
Задание: Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья (что делают?) познают...ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит...ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит...ся.
За все (что делать?) брат...ся - ничего не делать.
Выполняем задания на карточках.
Задание 1. К каждому словосочетанию подберите один возвратный глагол. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Образец: Принимать решение - решиться.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.
-тся |
-ться |
он хвалится |
вращаться |
она боится |
качаться |
они нравятся |
прощаться |
- Запишите в дневник домашнее задание: упр. 223. (Списать текст, вставляя пропущенные буквы)
Учитель: Наш урок подошел к концу. Давайте повторим:
- Какая была тема урока?
- Когда же в возвратных глаголах на конце пишется -тся, а когда -ться?
- Какие трудности возникли у вас на уроке?
- Урок окончен. До свидания!