Урок русского языка в 4 классе "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"

УМК: "Школа России".

Цель урока: ознакомления учащихся 4 класса с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться;

Задачи:

  • формировать умение написания возвратных глаголов, оканчивающихся -тся и -ться;
  • развивать умение находить в словах нужную орфограмму;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник "Русский язык" 4 класс ч. 2 (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), ПК, проектор, презентация, карточки.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята!
- Повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.
- Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.

Актуализация знаний

Орфоэпическая разминка

- Ребята, проведем небольшую разминку, внимание на слайд.
- Вы должны правильно произнести как пишутся слова:

1. тОтчас

1. кОлос

2. инструмЕнт

2. лЕкарь

3. прАвнук

3. чУдить

4. сИлос

4. роЯль

5. хлОпоты

5. летопИсец

6. цЕнтнер

6. макУшка

7. проводнИк

7. Отзвук

8. лыжнЯ

8. рАнец

9. концЕрт

9. светлИца

- А сейчас откроем тетради, запишите число, классная работа.
- А сейчас проведем минутку чистописания.

Буква К

- Какая буква встречается в узоре? (буква К)

Повторение
Учитель: Повторим, с какой частью речи работаем на прошлых уроках? (глагол)
- Перед вами глаголы.

Желтеть, пробежал, задумаемся, дышать, оденусь, желаешь

- Какой глагол прошедшего времени? (пробежал)
- Глагол во 2-м лице единственном числе? (желаешь)
- Назовите глагол-исключение. (дышать)

- А теперь - глагол стоящий в начальной форме. (желтеть)
- Что можно сказать об оставшихся словах? (это возвратные глаголы)
- Почему эти глаголы называются возвратными?

Возвратаные - глаголы с суффиксами ся, сь, в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? что сделать? Действие совершается кем-то или чем-то над самим собой

Постановка задачи урока

Учитель: Посмотрите на следующие слова и составьте из них пословицу: всегда, грамота, пригодит..ся, учит..ся.
- Кто сможет объяснить ее значение? (ответы учащихся)
- Посмотрите на пропуски. Какую орфографическую задачу нужно решить? (вставить буквы)

- Какую проблему может вызвать задание?
- Все смогут сейчас ее решить? (нет)
- Как думаете, как будет звучать тема нашего урока? Назовите ее.

На слайде: "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
- Какую цель должны достичь к концу урока? (научиться определять, когда писать -тся, а когда -ться в возвратных глаголах)
- Молодцы, все верно!

Открытие нового знания

Учитель: Сейчас предлагаю поработать в группах: понаблюдать за словами и попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.
- Кто справится с заданием первым - поднимайте руки.

бросится    броситься

нравится    нравиться

удивится    удивиться

вернутся    вернуться

Задание:

- Поставьте вопросы к глаголам.
- Понаблюдайте за мягким знаком в вопросе.
- Сделайте вывод.

Вывод 1: Если в ..., то у глагола пишется ...
- Понаблюдайте за формой слова: неопределенной и формой 3-го лица.
- Обратите внимание на правописание -тся и -ться.
- Сделайте вывод.

Вывод 2: у возвратных глаголов в ... пишется ...
- Заслушаем вывод 1, вывод 2.
- Составим алгоритм нашего правила. (открываю на слайде по частям)

Алгоритм:

  1. Задать вопрос к глаголу.
  2. Если в неопред. ф. глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то на конце пишется -ться.
  3. Если в форме 3-го лица глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? то в конце пишется тся.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике на с. 104, прочитайте.
- От чего же зависит написание -тся, -ться? (вопроса, формы слова)
- Выполним упражнение 219.

- Давайте сначала проговорим для каких глаголов выберем -т а для каких -тьи почему.

Чтобы вставить -т или -ть в глагол, надо поставить к нему вопрос: что делает? Пишем т, что делать? Пишем -ть.

  1. Первый глагол умываются, что будем вставлять? Вставим т. (что делают? умываются)
  2. Что делать? Умываться, вставляем -ть.
  3. Что делает? Боится, вставляем -т; что сделать? Простудиться, пишем -т.
  4. Что делается? Спится, пишем -т.

Первичное закрепление полученных знаний

Учитель: Ребята, выполним устно упражнение № 220.

Встает (встать), золотой (золото), волнуется (волны), пшеница (словарное слово), колос (колосья), налитой (налить).
Волнуется - что делает? готов - что сделать? склониться.

Задание: Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познают...ся в беде.

Трус своей тени (что делает?) боит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит...ся.

За все (что делать?) брат...ся - ничего не делать.

Включение нового знания в систему

Выполняем задания на карточках.

Задание 1. К каждому словосочетанию подберите один возвратный глагол. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ.

Образец: Принимать решение - решиться.

  • Проявлять стремление - ... (стремиться)
  • Они испытывают волнение - ... (волнуются)
  • Допускают ошибки - ... (ошибаются)
  • Он испытывает радость - ... (радуется)

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

-тся

-ться

он хвалится

вращаться

она боится

качаться

они нравятся

прощаться

Домашнее задание

- Запишите в дневник домашнее задание: упр. 223. (Списать текст, вставляя пропущенные буквы)

Рефлексия

Учитель: Наш урок подошел к концу. Давайте повторим:

- Какая была тема урока?
- Когда же в возвратных глаголах на конце пишется -тся, а когда -ться?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?
- Урок окончен. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
20032009

02.11.2021

На первый взгляд тема кажется легкой. Однако дети 4 класса, а с каждым годом приходит все больше детей с логопедическими проблемами, не могут услышать мягкий знак ТЬСЯ, ТСЯ. Вопрос (что делать? что сделать?) задан, а понимания что писать на конце - нет. В таком случае помогут ежедневные тренировки написания глагольных окончаний.
Добавить комментарий