Использование кластеров на уроках русского языка и литературы

Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС.

"О, сколькоo нам oоткрытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой, познавательной, исследовательской деятельности любого уровня.

Перемены, которые происходят сегодня в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использования новых технологий проблему обучения и воспитания. Рабoтать над методической темой «Развитие творческих способностей, обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность» помогает технология развития критического мышления.

Осмысленное чтение текста невозможно, если ученик не умеет извлекать из текста необходимую информацию, не умеет работать с ней.

Преподаю русский язык и литературу по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской и В.Я. Коровиной. Авторы учебников считают чтение - важнейшим видом речевой деятельности. Система работы с текстами и художественными произведениями дает возможность преодолеть однообразие в работе на уроке, помогает детям понять теорию, преобразовывать тексты и произведения в схемы, таблицы и кластеры, и является эффективным средством формирования познавательных УУД.

Одним из эффективных методов технологии РКМ является кластер.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Кластер по литературеКластер по литературе

Метод кластера может применять на всех видах уроков, при изучении любой темы. Форма работы может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

На стадии актуализации знаний – это индивидуальная работа, где каждый ученик создает свой кластер. На стадии осмысления данный метод позволяет работать с новой информацией. На этапе закрепления изученные понятия группируются и между ними устанавливаются связи.

Последовательность действий при составлении проста и логична:

  1. В центре листа (классной доски) написать слово или предложение, которое является главным.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации, подходящие для данной темы.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле.

Благодаря составлению кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Он помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали.

Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что известно об имени существительном? (На какие вопросы отвечает? Что обозначает как часть речи? Какие морфологические признаки имеет существительное? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?) Учащиеся вспоминают материал, изученный в начальной школе по этой теме, узнают новое и добавляют в кластер, что позволяет им систематизировать материал. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.

При изучении нового материала проводится парная или групповая работа. Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Обособленные члены предложения» ученики знакомятся с новым материалом, анализируют условия обособления. На основе прочитанного или услышанного составляют кластер, что позволяет им обобщить и систематизировать материал. На уроках повторения по этой теме учащиеся по кластеру легко воспроизводят изученный материал.

Кластер помогает готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. На уроках русского языка в 9 классе при обобщении темы «Сложное предложение» учащиеся составляют кластер. Это позволяет обобщать теоретические сведения о сложных предложениях, видах связи в сложных предложениях, усваивать правила постановки знаков препинания.

При написании сочинений я предлагаю учащимся создать кластер, в котором можно отобразить, с чем может быть сопряжено данное понятие. Например, при написании сочинения 15.3 на тему «Сострадание», мы с учениками подбираем гиперонимы, синонимы, понятия и ситуации, где можно охарактеризовать с разных точек зрения нравственное понятие, приводим примеры из литературных произведений и на основе этого составляем кластер. Далее по нему учащиеся составляют текст сочинения.

На уроках литературы кластер можно применять при составлении характеристики героя. Например, при изучении произведения М.Ю. Леромонтова «Герой нашего времени» главный герой рассматривается с разных позиций: внешность, внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами и приходят к ответу на вопрос: почему герой стал таким? Все эти моменты способствуют развитию речи.

Кластер выступает в роли домашнего задания после изучения произведения. Ученики анализирует произведение с разных точек зрения: тема, идея, сюжет, композиция, система образов, проблемы.

Кластер помогает при подготовке учащихся к олимпиадам. Это может быть анализ произведения с точки зрения изобразительно-выразительных средств, темы, образов. Анализ можно проводить на фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях.
Применение кластера имеет следующие достоинства: охват большого объема информации, вовлечении всех учеников в процесс, активность и открытость детей.

Прием кластера развивает воображение и мышление, учит детей систематизировать учебный материал, высказывать свое мнение, развивает способности к творческой переработке информации. Таким образом, можно сделать вывод, что метод кластера способствует развитию познавательных, исследовательских, творческих способностей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!