Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обращение"

Цели:

  • актуализировать знания о обращении;
  • повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями;
  • развивать умение видеть обращение в предложении, выразительно читать предложения с обращениями.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте ребятам, меня зовут Наталья Николаевна и сегодня я у вас буду вести урок русского языка.
- Давайте с вами поздороваемся, посмотрим на своих соседей, все ли у нас присутствуют, улыбнемся друг другу и тихо сядем за свои рабочие места.
- Обратите внимание на рабочее место, все ли у нас есть на парте, нет ли ничего лишнего. Когда предлагаю начать наш урок.

Проверка домашнего задания

- Вам было задано упр. 19 на стр. 16.
- Вам нужно было прочитать диалог, расставить знаки препинания. И списать в тетрадь 1 варианту первый диалог, 2 - второй. Разбор слова по составу.
- У всех все получилось? Давайте сверим ответы с доской.

Минутка чистописания

- Ребята, давайте мы с вами вспомним как нужно сидеть при письме. Спинки ровненько, тетрадь в наклоне.
- Разомнем напиши пальчики к письму. Запишем число, классная работа.
- Как вы думаете с каких слов, стоит написать письмо?

- Давайте свами пропишем соединение Додо до середины строчки. А теперь давайте проверим.
- Вася, покажи пожалуйста, что у тебя получилось. Как вы думаете какое самое красивое соединение? Обведите и у себя.

Актуализация знаний

- Какие виды предложений мы с вами знаем, давайте определим и расставим знаки.

  1. Какой колокольчик не звенит? (вопросительное)
  2. Звенит на камушках ручей. (повествовательное)
  3. Поделитесь с птицами едой! (побудительное)

Самоопределение к деятельности

- Ребята, звери в лесу все переругались из-за полученного письма и попросили нас помочь им решить проблему.
- Послушайте, какое письмо они получили. (слайд)

Письмо

Приглашаем вас на праздник Зимы в наше Тридевятое королевство, которое состоится в 18 декабря (суббота).
Приходите, будет очень весело! На нашем празднике предусмотрено много игр, песен и танцев. При себе иметь хорошее настроение! Ждем вас!

Прочитав письмо, лесные жители начали гадать, кого же все-таки пригласили на праздник.
- Это пригласили меня - сказал ёжик. У меня в субботу как раз выходной.
- Нет, это приглашение для меня. - сказал заяц. Написано, будет весело. А самый веселый в лесу я.

- Это пригласили нас. – сказали хором, бельчата. Ведь мы больше всех любим игры, танцы, песни.
- Это письмо для меня. - прорычал медведь. Это у меня всегда хорошее настроение.

- Давайте поможем лесным жителем разобраться, кого же пригласили на праздник.
- Скажите, а чего не хватает в письме, чтобы понять кому оно адресовано? (в письме не называют того, к кому обращаются, т.е. адресата)
- Ребята, а кто-то знает значение слова Адресат? (ответы детей)

- Отличайте слово адресант от слова адресат.

Адресант - тот, то посылает письмо, телеграмму и т.д., а адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма

- Такие слова относятся к группе паронимов, но о них вы узнаете в старших классах.

- Давайте попробуем подобрать синонимы. Какие слова называют синонимами? (разные по звучанию, но близкие по значению)
- Адресат это кто? (получатель), а адресант (отправитель).
- Давайте с вами попробуем написать письмо правильно, помним, что все жители хотят попасть на праздник.

- Кого вначале текста мы с вами укажем? (адресата)
- Кому адресовано письмо? Как мы начнем наше письмо? с каких слов?

- А в конце мы с вами указали адресанта, т.е. от кого это сообщение.
- Что мы с вами делаем вначале письма? Правильно общаемся к жителям.

- Как вы думаете, какая тема нашего с вами сегодня урока? (обращение)
- Какая цель нашего урока? Какие задачи поставим?

Физминутка

Работа по теме урока

- Откроем учебник на стр. 17 и прочитайте, что такое обращение. Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными - кто, что?)
- Обращение не является членом предложения. При разборе обозначается буквой о.
- Давайте выполним упр. 21. Прочитайте предложения и сравните их. (в предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения)

- Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме? (Птичка, где ты гнездышко свила?)
- Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении? (Где ты, птичка, гнездышко свила?)
- В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи? (Где ты гнездышко свила, птичка?)

Работа по карточкам

Вставь пропущенные (нужные) слова. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится (!), а следующее предложение начинается с большой буквы.

Выделите обращения знаками препинания.

  • Люди () Берегите лес.
  • Ребята () нужно помогать животным зимой.
  • Что ж вы замолчали () Птичь голоса? (взаимопроверка)

Подведение итогов урока

- Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Что такое обращение?
- Какой частью речи оно бывает выражено?

- С какими 2 новыми словами мы с вами познакомились?
- Оцените свою работу. Если вам все понравилось, и вы все поняли, поднимите красный квадратик. Если вы не поняли поднимите синий квадратик.

Домашнее задание

Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!