Цель урока:
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, карточки с текстом для работы в парах, иллюстрации по правилам закаливания, опорные схемы по теме «Знаки препинания при однородных членах».
Фронтальная работа с классом.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как однородные члены выделяются на письме? А в устной речи?
- Вы уже знаете, что однородные члены могут соединяться между собой интонацией перечисления. Между такими однородными членами на письме ставится запятая.
- Сегодня мы рассмотрим предложения, в которых однородные члены связаны словами и, а, но. Эти слова называются союзами.
1. Наблюдение за предложениями с однородными членами, связанными союзами и, а, но.
(Запись на доске)
Ребята купались, загорали.
Ребята не купались, а загорали.
Ребята купались, но не загорали.
Ребята купались и загорали.
- Найдите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются?
- Прочитайте предложение, в котором однородные члены связаны только интонацией.
- А теперь прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны союзами а, но.
- Какой знак препинания ставится в таких предложениях?
- Ставится ли запятая, если между однородными членами стоит союз и? А если союз и будет повторяться перед каждым однородным членом, ставится запятая?
- Как можно назвать процедуры, которыми занимались ребята? (Процедуры закаливания.)
- Что ещё можно отнести к процедурам закаливания? (Ходьба босиком, умывание прохладной водой, подвижные игры на воздухе)
2. Ознакомление с правилами (с. 68 учебника)
1. Слуховой пунктуационный диктант.
- Где вы поставите запятую?
Закаливание – это оздоровительные процедуры с помощью воздуха, солнца, воды. Полезный для здоровья воздух должен быть и чистым, и прохладным. Закаливание водой лучше начинать не зимой, а летом. Загорай на солнце утром и вечером, но не в полдень. Закаляйся и будь здоров!
- Перед какими союзами всегда ставится запятая?
2. Наблюдение за употреблением союза и.
- Найдите в тексте однородные члены, соединённые союзом и.
Чтобы легче и быстрее переносить изменения погоды, следует закаляться. Солнце, воздух и вода помогают укреплять здоровье. Под воздействием солнечных лучей в коже образуется витамин D. Он способствует росту и развитию детей.
1. Работа в парах по карточкам.
- Раскройте скобки и закончите предложения. Вставьте подходящие по смыслу союзы а, но, и и расставьте, где нужно, запятые.
Держи голову в холоде, живот в голоде (ноги в тепле).Главные медикаменты – это чистый воздух(холодная вода). Петя промок под дождём (не заболел). Длительное пребывание на солнце не полезно (опасно).
2. Составление предложений с однородными членами, связанными между собой союзами.
- Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Уберите повторяющиеся слова. Используйте подходящие по смыслу союзы.
Закалённые люди обливаются водой на морозе. Закалённые люди купаются в проруби.
Загорай на солнце. На солнце не перегревайся.
Закаляйся не от случая к случаю. Закаляйся регулярно.
- Когда между однородными членами ставится запятая? (ответы учащихся)
- Перед какими союзами запятая не ставится?
- О каких правилах закаливания говорили?
Домашнее задание
Выучить правило (с. 68 учебника); упр. 140: 1 группа – 3-4 предложения, 2 группа – 5-6 предложений.