Конспект урока русского языка 4 класс "Однородные члены предложения, связанные словами а, но"

Цель урока:

  • углублять знания учащихся о связях между однородными членами предложения;
  • познакомить с расстановкой знаков препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но;
  • развивать умение осознанно использовать однородные члены при составлении предложений;
  • закреплять пунктуационные навыки и умение правильно интонировать предложения с однородными членами.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, карточки с текстом для работы в парах, иллюстрации по правилам закаливания, опорные схемы по теме «Знаки препинания при однородных членах».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа с классом.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Как однородные члены выделяются на письме? А в устной речи?

II. Сообщение темы и целей урока

- Вы уже знаете, что однородные члены могут соединяться между собой интонацией перечисления. Между такими однородными членами на письме ставится запятая.

- Сегодня мы рассмотрим предложения, в которых однородные члены связаны словами и, а, но. Эти слова называются союзами.

III. Первичное восприятие нового материала

1. Наблюдение за предложениями с однородными членами, связанными союзами и, а, но.

(Запись на доске)

Ребята купались, загорали.

Ребята не купались, а загорали.

Ребята купались, но не загорали.

Ребята купались и загорали.

- Найдите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются?

- Прочитайте предложение, в котором однородные члены связаны только интонацией.

- А теперь прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны союзами а, но.

- Какой знак препинания ставится в таких предложениях?

- Ставится ли запятая, если между однородными членами стоит союз и? А если союз и будет повторяться перед каждым однородным  членом, ставится запятая?

- Как можно назвать процедуры, которыми занимались ребята? (Процедуры закаливания.)

- Что ещё можно отнести к процедурам закаливания? (Ходьба босиком, умывание прохладной водой, подвижные игры на воздухе)

2. Ознакомление с правилами (с. 68 учебника)

IV. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Слуховой пунктуационный диктант.

- Где вы поставите запятую?

Закаливание – это оздоровительные процедуры с помощью воздуха, солнца, воды. Полезный для здоровья воздух должен быть и чистым, и прохладным. Закаливание водой лучше начинать не зимой, а летом. Загорай на солнце утром и вечером, но не в полдень. Закаляйся и будь здоров!

- Перед какими союзами всегда ставится запятая?

2. Наблюдение за употреблением союза и.

- Найдите в тексте однородные члены, соединённые союзом и.

Чтобы легче и быстрее переносить изменения погоды, следует закаляться. Солнце, воздух и вода помогают укреплять здоровье. Под воздействием солнечных лучей в коже образуется витамин D. Он способствует росту и развитию детей.

Обобщение и систематизация знаний

1. Работа в парах по карточкам.

- Раскройте скобки и закончите предложения. Вставьте подходящие по смыслу союзы а, но, и и расставьте, где нужно, запятые.

Держи голову в холоде, живот в голоде (ноги в тепле).Главные медикаменты – это чистый воздух(холодная вода). Петя промок под дождём (не заболел). Длительное пребывание на солнце не полезно (опасно).

2. Составление предложений с однородными членами, связанными между собой союзами.

- Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Уберите повторяющиеся слова. Используйте подходящие по смыслу союзы.

Закалённые люди обливаются водой на морозе. Закалённые люди купаются в проруби.

Загорай на солнце. На солнце не перегревайся.

Закаляйся не от случая к случаю. Закаляйся регулярно.

Итог урока

- Когда между однородными членами ставится запятая? (ответы учащихся)

- Перед какими союзами запятая не ставится?

- О каких правилах закаливания говорили?

Домашнее задание

Выучить правило (с. 68 учебника); упр. 140: 1 группа – 3-4 предложения, 2 группа – 5-6 предложений.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!