Цель урока: сформировать у учащихся умение выделять однородные члены предложения в художественном тексте.
Задачи:
Оборудование: презентация, карточки.
Используемая литература: "Русский язык" 4 класс авт.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.
- Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся, меня зовут Виктория Сергеевна. Сегодня замечательный день и я очень рада всех вас видеть.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
1.З апись под диктовку и синтаксический разбор предложения: Мы сегодня увидали городок внутри рояля.
- Кто помнит, из какого произведения эта строчка? (О. Мандельштам, "Рояль", учебник по литературному чтению "В одном счастливом детстве", 3 класс)
2. Фонетический разбор слова "рояль".
3. Запись словарных слов на тему "Музыка": рояль, мелодия, аккорд, гамма, композитор.
Аккорд - сочетание нескольких звуков различной высоты.
Гамма - последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся в пределах одной или нескольких октав.
4. Разбор по составу слова городок. Записать еще одно слово, имеющее такой же состав. (узелок, ветерок)
- Мы с вами вспомнили, как делать синтаксический, фонетический разборы, разбор слова по составу.
- Прочитайте написанные пословицы.
- Какие пословицы можно объединить между собой по какому-то признаку? (Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу)
- Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. ("По словам", "по делам" отвечают на один и тот же вопрос и относятся к сказуемому "ценят")
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Посвящен словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения)
- Как называются такие слова? (однородные члены предложения)
- Правильно, сегодня мы продолжим разговор об однородных членах предложения, но в художественном тексте.
- А сейчас, проверим домашнее задание. (стр. 61 № 1)
- Так по каким признакам мы можем определить однородные члены? Давайте определим это.
- Сейчас я раздам вам листы для работы в парах. Вам необходимо вспомнить и записать признаки однородных членов, а потом мы вместе проверим.
- Когда пара закончит выполнять задание, поднимите руки, образуя домик.
Признаки однородных членов:
- Для чего мы с вами выявляли признаки однородных членов? (для того чтобы уметь определять однородные члены в тексте)
- Ребята, откройте учебник на стр. 48 № 52. Прочитайте текст, определите, каким является каждое предложение - простым или сложным.
- Выполни в тексте необходимые графические обозначения. Расставь, где нужно, знаки препинания.
- Кто такие гвардейцы? (Гвардейцы - это элитное пехотное подразделение британской армии)
Гвардейцы вошли в зал. Один держал на руках девочку. Розовое платье превратилось теперь в жалкие лохмотья. Увяли золотые розы, осыпались блестки. Голова девочки уныло свисала к плечу гвардейца. Ее лукавые серые глаза погасли.
- Где вы поставили знаки препинания? Почему? Почему не поставили в последнем предложении?
- Откройте учебник на стр. 49 № 53. Прочитайте первый текст, постарайтесь представить картину, нарисованную словами.
- Найдите в тексте однородные члены предложения. Подумайте, с какой целью поэт использует однородные члены с бессоюзным соединением. (Чтобы показать смену действий, событий)
- Составьте схему стихотворения "Ветер". (работа в парах)
- Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)
- В чем его смысл? (приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным)
- Для чего мы делали эту работу? В чем особенность употребления однородных членов предложения в художественном тексте? (В художественной речи перечисление порождает особую гармоничность звучания текста, создает его упорядоченность; речь более красочная, эмоциональная; исключение повторов)
- Я буду читать предложения с однородными членами и без них. Если прозвучит предложение с однородными членами, вы поднимаете руки вверх и тянетесь к солнышку.
- Если услышите предложение без однородных членов, приседаете.
На клумбе растут цветы.
На клумбе растут астры и розы.
Над лугом кружатся насекомые.
Над лугом кружатся бабочки и стрекозы.
Летом солнце светит и греет.
Зимой солнце светит, но не греет.
- Сейчас я раздам вам карточки для работы в парах. Вам необходимо расставить в тексте 7 запятых на нужные места. Как только закончите, поднимите руки.
Часто можно увидеть рядом гнезда серой и белой, желтой и рыжей цапель. Они строят гнезда на пнях, на кустарниках и на высоких деревьях. Главное, чтобы рядом был водоем, богатый всевозможной пищей.
Белые цапли предпочитают рыбу. Они охотятся на мелководье, на песчаных косах. Серая цапля охотится ближе к берегу. В густой траве, в тростнике, по листьям кувшинок и водяного ореха свободно передвигаются желтые цапли. Они любят полакомиться и моллюсками, и насекомыми, и червями. (проверка на слайде)
Самостоятельная работа
Откройте стр. 49 № 53 (часть 2). Перепишите текст, найдите и выделите однородные члены предложения.
- Что нового узнали об однородных членах предложения? (ответы учащихся)
- В чем особенность их употребления в художественном тексте?
- Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо еще над собой поработать.
- Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Оцените свою сегодняшнюю работу.
Домашнее задание
Стр. 61 № 2.