Конспект урока по русскому языку «Части речи и члены предложения» для учащихся 4 класса.
Цель: привести в систему знания о частях речи и членах предложения
Задачи:
- формировать умения отличать части речи от членов предложения;
- показать роль подлежащего и сказуемого в предложениях;
- научить строить предложение по соответствующей схеме;
- развивать устную и письменную речь, совершенствовать словарь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Предметные:
Учащиеся научатся:
- находить главные члены предложения;
- производить разбор предложения;
- выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста;
- правильно писать частицу не с глаголами;
- различать части речи в предложении;
- задавать правильные вопросы к словам, чтобы определить части речи и членов предложения.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролировать правильность записей;
- анализировать содержание и работать в парах при решении орфографических задач
Познавательные
Учащиеся научатся:
- обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению;
- наблюдать над построением предложений;
- устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений);
- синтезировать: составлять предложения; обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы;
- устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола;
- участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке;
- обобщать материал об изученных явлениях языка; различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов;
- решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов; осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли;
- производить разносторонний анализ высказываний(предложений);
- воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Оборудование: мультимедиа, презентация, электронный учебник, таблички (части речи – имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, союз; члены предложение – подлежащее, сказуемое).
План урока:
- Организационно - мотивационный этап.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.
- Выведение темы.
- Деятельностно – операционный этап.
- Работа с учебником.
а) стр.50, упр.№94
б) стр.50, упр.№95
- Физминутка.
- Деятельностно – операционный этап.
в) стр. 51, №96
- Итогово – рефлексивный этап.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационно - мотивационный этап. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Актуализация знаний.
4. Выведение темы. |
Здравствуйте, ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку русского языка. На столах у вас должен быть учебник, простая тетрадь и пенал. Теперь тихонечко садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Мария Викторовна. Посмотрите, ребята, на доску. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова? Правильно, ребята, эти слова можно разделить на части речи и члены предложения. Кто попробует выполнить данную работу? Поднимите руки кто согласен, что он(она) разделил(а) всё правильно. (Слайд №1) Молодцы, а теперь зачитаем шёпотом и хором, какие слова относятся к частям речи, а затем – к членам предложения. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать? Правильно. Сегодня мы вспомним с вами части речи и члены предложения. Вспомним, как их определять и как подчёркивать. Тема нашего урока так и будет звучать: «Части речи и члены предложения». (Слайд №2) А теперь давайте вспомним, на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают. (Слайд №3) Имя существительное – кто? что? (предмет) Имя прилагательное – какой? какая? какое? какие? (признак предмета) Глагол – что делать? что сделать? (действие предмета) Местоимение – кто? чей? какой? который? и др. (вместо имён существительных, имён прилагательных и имён числительных) Союз – вопросы не задаём (служат для соединения предложений и слов в предложениях) А теперь приведём примеры: Имя существительное – кто? мама что? парта Имя прилагательное – какой? красивый какая? твёрдая какое? голубое какие? целые Глагол – что делать? играть что сделать? полить Местоимение – кто? я, мы, ты, вы, наш, свой и др.… Союз –и, а, но, чтобы, что … А теперь вспомним члены предложения. На какие вопросы отвечают? (Слайд №4) Подлежащие – кто? что? Сказуемое – что делать? что сделать? Второстепенные члены – какой? который? кого? чего? где? куда? откуда? и др. Итак, ребята, сделаем вывод: «В роли подлежащего выступают имена существительные и местоимения, а в роли сказуемого – глаголы». Запомните это!!! |
Все встают Проверяют
Части речи и члены предложения (Таблички на доске)
Выходят к доске
Проговаривают шёпотом
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос
Приводят примеры
Отвечают на вопросы
|
II. Деятельностно – операционный этап. 1. Работа с учебником а) стр.50, упр.№94
б)стр. 50, №95 |
Откройте учебники на стр.50-51. Найдите упр. №94. Рассмотрим первую схему. Имя существительное в роли подлежащего. Как подчёркиваем подлежащее? А сказуемое. Какое предложение можно придумать? Например: Девочка разговаривает с подругой. Рассмотрим вторую схему. Глагол в роли сказуемого. Посмотрите, ребята, в этой схеме появилось местоимение. Как можно подчеркнуть местоимение, если оно будет в роли подлежащего? Правильно одной чертой. Придумайте 2 предложения, первое – чтобы главными членами предложения были выражены именем существительным и глаголом, а второе, чтобы главные члены предложения были выражены – местоимением и глаголом. Пример: 1) Мальчик говорит о погоде. 2) Он слушает интересный рассказ. Какой можно сделать вывод? Вывод:Мы называли главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. В роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а в роли сказуемого – глагол. Переходим к заданию №95. Прочитайте задание. Давайте определим части речи под 1-ой цифрой. Не – частица, рябина – им. сущ., мороз - им. сущ., боится – гл. Теперь под цифрой 2. Алеют – гл., гроздья – им. сущ., рябина - им. сущ., на фоне – предлог с им. сущ., листья - им. сущ., зелёные – им. прилагательное. А теперь, ребята, постройте предложения по схемам, которые стоят ниже. 1. сущ. + част. + гл. + сущ. Рябина не боится мороза. 2. предл. + сущ. + прил. + сущ. + гл. + сущ. + сущ. На фоне зелёных листьев алеют гроздья рябины. Выделите главные члены предложения. Как они подчёркиваются? Запишите предложения, которые у вас получились, в тетрадь. Сначала запишите число, классная работа, затем номер упражнения. На след. строке запишите 1-ое предложение, а на другой - второе. А теперь ответим на вопросы внизу: Какими членами предложения являются выделенные в схемах части речи? (главными). А остальные части речи? (второстепенными) Пришлось ли менять формы каких – либо слов? (Да, пришлось менять формы слов) Почему? (Пришлось менять формы, для связи слов в предложении) Поясни роль и написание частицы не, предлога на в предложениях. (Предлоги и частицы со словами пишутся всегда раздельно. «Не» служит для отрицания) А сейчас немножко отдохнём. |
Открывают учебники Рассматривают схему Одной чертой Двумя чертами Предлагают свои варианты
Одной чертой
Предлагают свои варианты
Делают вывод
Читают задание Определяют части речи
Строят предложения
Записывают предложения в тетрадь
Устно отвечают на вопросы. Главное Второстепенное Да. Пришлось менять формы, для связи слов в предложении Предлоги и частицы со словами, пишутся всегда раздельно. Не служит для отрицания |
III. Физминутка. |
Видео физминутка |
Повторяют движения |
II. Деятельностно – операционный этап. в)стр. 51, №96 |
Найдите упражнение №96. Прочитайте текст по цепочке. Как можно озаглавить данный текст? (Село проснулось) Запишите посредине строки номер упражнения. На сл. строке заголовок. И спишите весь текст, вставляя пропущенные буквы. Проверим, что у вас получилось. (Слайд №5) Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело. Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось. (По И. Тургеневу) Теперь в каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое. Проверим. (Слайд №6) Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело. Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось. (По И. Тургеневу) Над словами надпишите части речи. Проверим.(Слайд №7) Свежая(прил.) струя(сущ.) пробежала(гл.) по(предл.) моему(мест.) лицу(сущ.). Я(мест.) открыл(гл.) глаза(сущ.). Ещё(нареч.) нигде(нареч.) не(част.) румянилась(гл.) заря(сущ.). Бледно – серое(прил.) небо(сущ.), светлело(гл.), холодело(гл.). Звёзды(сущ.) мигали(гл.) слабым(прил.) светом(сущ.). Иногда(нареч.) они(мест.) исчезали(гл.) совсем(нареч.). Отсырела(гл.) земля(сущ.). Запотели(гл.) листья(сущ.). Кое – где(нареч.) раздались(гл.) живые(прил.) голоса(сущ.). Село(сущ.) проснулось(гл.). (По И. Тургеневу) Закрываем учебники и тетради. Кладём их на край стола. |
Читают текст Придумывают заголовок Записывают упражнение в тетрадь Вставляют пропущенные буквы Проверяют
Подчёркивают подлежащее и сказуемое Проверяют
Определяют части речи Проверяют
Откладывают всё на край стола |
IV. Итогово-рефлексивный этап. 1. Подведение итогов. 2. Рефлексия. |
Чему сегодня на уроке учились? Какие части речи запомнили? Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое? Ребята, кто сегодня на уроке активно работал, выполнил все предложенные мной задания – поднимите руки. Ну, а кто руки не поднял, желаю вам на следующих уроках лучше трудиться и выполнять все задания. Всем спасибо за урок, все встали. До свидания, ребята. |
Отвечают на вопросы учителя
Поднимают руки
Встают
|