"Части речи и члены предложения" русский язык 4 класс

Конспект урока по русскому языку «Части речи и члены предложения» для учащихся 4 класса.

Цель: привести в систему знания о частях речи и членах предложения
Задачи:
- формировать умения отличать части речи от членов предложения; 
- показать роль подлежащего и сказуемого в предложениях;
- научить строить предложение по соответствующей схеме;
- развивать устную и письменную речь, совершенствовать словарь учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Предметные:

Учащиеся научатся:
- находить главные члены предложения;
- производить разбор предложения;
- выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста;
- правильно писать частицу не с глаголами;
- различать части речи в предложении;
- задавать правильные вопросы к словам, чтобы определить части речи и членов предложения.

Метапредметные:

Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролировать правильность записей;
- анализировать содержание и работать в парах при решении орфографических задач

Познавательные
Учащиеся научатся:
- обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению;
- наблюдать над построением предложений;
- устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений);
- синтезировать: составлять предложения; обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы;
- устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола;
- участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке;
- обобщать материал об изученных явлениях языка; различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов;
- решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов; осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли;
- производить разносторонний анализ высказываний(предложений);
- воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:
- выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Оборудование: мультимедиа, презентация, электронный учебник, таблички (части речи – имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, союз; члены предложение – подлежащее, сказуемое).

План урока:

- Организационно - мотивационный этап.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.
- Выведение темы.
- Деятельностно – операционный этап.
- Работа с учебником.
а) стр.50, упр.№94
б) стр.50, упр.№95
- Физминутка.
- Деятельностно – операционный этап.
в) стр. 51, №96
- Итогово – рефлексивный этап.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно - мотивационный этап.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

4. Выведение темы.

Здравствуйте, ребята.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку русского языка. На столах у вас должен быть учебник, простая тетрадь и пенал.

Теперь тихонечко садитесь.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Мария Викторовна.

Посмотрите, ребята, на доску. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

Правильно, ребята, эти слова можно разделить на части речи и члены предложения.

Кто попробует выполнить данную работу?

Поднимите руки кто согласен, что он(она) разделил(а) всё правильно. (Слайд №1)

Молодцы, а теперь зачитаем шёпотом и хором, какие слова относятся к частям речи, а затем – к членам предложения.

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

Правильно. Сегодня мы вспомним с вами части речи и члены предложения. Вспомним, как их определять и как подчёркивать.

Тема нашего урока так и будет звучать: «Части речи и члены предложения». (Слайд №2)

А теперь давайте вспомним, на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают. (Слайд №3)

Имя существительное – кто? что? (предмет)

Имя прилагательное – какой? какая? какое? какие? (признак предмета)

Глагол – что делать? что сделать? (действие предмета)

Местоимение – кто? чей? какой? который? и др. (вместо имён существительных, имён прилагательных и имён числительных)

Союз – вопросы не задаём (служат для соединения предложений и слов в предложениях)

А теперь приведём примеры:

Имя существительное –

кто? мама

что? парта

Имя прилагательное –

какой? красивый

какая? твёрдая

какое? голубое

какие? целые

Глагол –

что делать? играть 

что сделать? полить

Местоимение – кто? я, мы, ты, вы, наш, свой и др.…

Союз –и, а, но, чтобы, что …

А теперь вспомним члены предложения.

На какие вопросы отвечают? (Слайд №4)

Подлежащие – кто? что?

Сказуемое – что делать? что сделать?

Второстепенные члены – какой? который? кого? чего? где? куда? откуда? и др.

Итак, ребята, сделаем вывод: «В роли подлежащего выступают имена существительные и местоимения, а в роли сказуемого – глаголы».

Запомните это!!!

Все встают

Проверяют

 

 

 

 

 

Части речи и члены предложения

(Таблички на доске)

 

Выходят к доске

 

 

Проговаривают шёпотом

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

II. Деятельностно – операционный этап.

1. Работа с учебником

а) стр.50, упр.№94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)стр. 50, №95

Откройте учебники на стр.50-51. 

Найдите упр. №94.

Рассмотрим первую схему.

Имя существительное в роли подлежащего.

Как подчёркиваем подлежащее?

А сказуемое.

Какое предложение можно придумать?

Например: Девочка разговаривает с подругой.

Рассмотрим вторую схему.

Глагол в роли сказуемого.

Посмотрите, ребята, в этой схеме появилось местоимение.

Как можно подчеркнуть местоимение, если оно будет в роли подлежащего?

Правильно одной чертой.

Придумайте 2 предложения, первое – чтобы главными членами предложения были выражены именем существительным и глаголом, а второе, чтобы главные члены предложения были выражены – местоимением и глаголом.

Пример:

1) Мальчик говорит о погоде.

2) Он слушает интересный рассказ.

Какой можно сделать вывод?

Вывод:Мы называли главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. В роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а в роли сказуемого – глагол.

Переходим к заданию №95.

Прочитайте задание.

Давайте определим части речи под 1-ой цифрой.

Не – частица, рябина – им. сущ., мороз - им. сущ., боится – гл.

Теперь под цифрой 2.

Алеют – гл., гроздья – им. сущ., рябина - им. сущ., на фоне – предлог с им. сущ., листья - им. сущ., зелёные – им. прилагательное.

А теперь, ребята, постройте предложения по схемам, которые стоят ниже.

1. сущ. + част. + гл. + сущ.

Рябина не боится мороза.

2. предл. + сущ. + прил. + сущ. + гл. + сущ. + сущ.

На фоне зелёных листьев алеют гроздья рябины.

Выделите главные члены предложения.

Как они подчёркиваются?

Запишите предложения, которые у вас получились, в тетрадь.

Сначала запишите число, классная работа, затем номер упражнения. На след. строке запишите 1-ое предложение, а на другой -  второе.

А теперь ответим на вопросы внизу:

Какими членами предложения являются выделенные в схемах части речи? (главными). А остальные части речи? (второстепенными)

Пришлось ли менять формы каких – либо слов? (Да, пришлось менять формы слов) Почему? (Пришлось менять формы, для связи слов в предложении)

Поясни роль и написание частицы не, предлога на в предложениях. (Предлоги и частицы со словами пишутся всегда раздельно. «Не» служит для отрицания)

А сейчас немножко отдохнём.

Открывают учебники

Рассматривают схему

Одной чертой

Двумя чертами

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

Одной чертой

 

 

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

Читают задание

Определяют части речи

 

 

 

 

 

 

 

Строят предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают предложения в тетрадь

 

 

 

Устно отвечают на вопросы.

Главное

Второстепенное

Да. Пришлось менять формы, для связи слов в предложении

Предлоги и частицы со словами, пишутся всегда раздельно. Не служит для отрицания

III. Физминутка.

Видео физминутка

Повторяют движения

II. Деятельностно – операционный этап.

в)стр. 51, №96

Найдите упражнение №96.

Прочитайте текст по цепочке.

Как можно озаглавить данный текст? (Село проснулось)

Запишите посредине строки номер упражнения.

На сл. строке заголовок.

И спишите весь текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим, что у вас получилось. (Слайд №5)

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело.

Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось.  (По И. Тургеневу)

Теперь в каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Проверим. (Слайд №6)

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело.

Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось(По И. Тургеневу) 

Над словами надпишите части речи.

Проверим.(Слайд №7) 

Свежая(прил.) струя(сущ.) пробежала(гл.) по(предл.) моему(мест.) лицу(сущ.). Я(мест.) открыл(гл.) глаза(сущ.). Ещё(нареч.) нигде(нареч.) не(част.) румянилась(гл.) заря(сущ.). Бледно – серое(прил.) небо(сущ.), светлело(гл.), холодело(гл.).

Звёзды(сущ.) мигали(гл.) слабым(прил.) светом(сущ.). Иногда(нареч.) они(мест.) исчезали(гл.) совсем(нареч.). Отсырела(гл.) земля(сущ.). Запотели(гл.) листья(сущ.). Кое – где(нареч.) раздались(гл.) живые(прил.) голоса(сущ.). Село(сущ.) проснулось(гл.).  (По И. Тургеневу)

Закрываем учебники и тетради. Кладём их на край стола.

 

Читают текст

Придумывают заголовок

Записывают упражнение в тетрадь

Вставляют пропущенные буквы

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчёркивают подлежащее и сказуемое

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют части речи

Проверяют

 

 

 

 

 

  

  

Откладывают всё на край стола

IV. Итогово-рефлексивный этап.

1. Подведение итогов.

2. Рефлексия.

Чему сегодня на уроке учились?

Какие части речи запомнили?

Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

Ребята, кто сегодня на уроке активно работал, выполнил все предложенные мной задания – поднимите руки.

Ну, а кто руки не поднял, желаю вам на следующих уроках лучше трудиться и выполнять все задания.

Всем спасибо за урок, все встали. До свидания, ребята.

Отвечают на вопросы учителя

 

Поднимают руки

 

 

 

 

Встают

 

Автор: Абросимова Мария Викторовна, ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум", Ульяновская область Сенгилеевский район г. Сенгилей, студент; Григорьева Галина Николаевна, ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум", Ульяновская область Сенгилеевский район г. Сенгилей, преподаватель филологических дисциплин
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.