Конспект урока литературного чтения 3 класс "Поэтическое путешествие"

Цель: повторение и закрепление средств речевой выразительности на примере стихотворения Н. Некрасова "Славная осень".

Планируемые результаты:

  • выделять средства речевой выразительности в поэтическом произведении;
  • читать выразительно отражая настроение автора;
  • подбирать мелодекламацию к произведению;
  • знать биографию Н. Некрасова, стихотворение "Славная осень".

Ресурсы урока: презентация, карточки, QR-коды, видео-биография Н. Некрасова, физминутка, облако слов.

Ход урока

Приветствие

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

Организация познавательной деятельности

- Отгадайте загадку.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет,
Что же это? (Самолет)

- На этом волшебном самолете мы сегодня с вами отправимся в поэтическое путешествие.
- Тема урока "Поэтическое путешествие"
- За окном какое время года? (Осень)

Учитель читает стихотворение. Дети стоят в кругу.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский)

В конце стихотворения учитель бросает листья, как листопад с целью жеребьевки.
- Ребята, каждый возьмите себе по одному листику такого цвета, которого вам нравится.
- Теперь каждый из вас садится за тот стол на котором лежит лист такого же цвета, как и у вас.

- Поздравляю, вы объединены в команды. Сегодня наше путешествия пройдет при помощи командной работы.
- Давайте начнем. Посмотрите на слайд.

Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский)

- О каком природном явлении говорится в стихотворении? (О листопаде)
- В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью)
- Какие слова в данном стихотворении можно назвать шуршащими? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

- Для чего автор использует данное поторение слов? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)
- Как называется такой прием в поэзии? (Аллитерация)
- Что такое аллитерация? (Средство речевой выразительности)

- Если аллитерация — это средство речевой выразительности, то какой будет цель урока?
- Цель урока - повторение и закрепление средств речевой выразительности используя стихотворение Н. Некрасова "Славная осень".
- На доске вы видите дерево с осенними листочками. От каждой команды выйдет 1 человек, который выберет листок.

- По очереди прочитайте что написано на листочках. Первая команда…. четвертая команда… (Аллитерация, эпитет, олицетворение, сравнение)
- Как можно назвать все эти слова? (Средства речевой выразительности)
Олицетворение, сравнение, эпитет – вывешиваю карточки на доску.

- Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)
- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путем сравнения его с другим)

- Что такое аллитерация? (Повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность)
- Вот мы и повторили средства, которые уже знаем. Сегодня мы повторим и закрепим знания по ним.
- На нашем самолете мы отправимся на первую станцию "Авторская". (Просмотр видео-биографии Н. Некрасова)

- Проверим что Вы запомнили из биографии поэта. Назовите Ф.И.О. автора.
- Дату рождения. Что вы запомнили из творческого пути? (Ответы детей)

Станция "Стихотворная"

- Молодцы. Этот прекрасный поэт написал стихотворение "Славная осень", с которым мы сегодня познакомимся и при помощи него повторим средства речевой выразительности.
- Сейчас пробегитесь глазами по стихотворению на странице учебника ...
- Давайте подберем подходящую мелодию для чтения данного произведения.

- Учитель включает по очереди 3 мелодии, обучающиеся делают выбор. (3 любые мелодии, одна из которых подходит…)
- Какие эмоции передает выбранная мелодия? Почему вы ее выбрали?
- Предлагаю вам погрузится в мир фантазии, закрыть глаза и представить картины о которых вы потом расскажете. (Чтение учителем стихотворения под выбранную мелодию)

- Какие картины вы представили во время прослушивания?
- Какие события вы наблюдали в мире фантазии?

- Что вы почувствовали?
- Что вам понравилось в стихотворении? (Ответы учащихся)

Полянка "Словарная"

- В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны.
- Отсканируйте коды. Вам будут представлены слова и фразы, обсудите в команде значение и будьте готовы ответить.

  1. Ядреный воздух.
  2. Воздух бодрит.
  3. На речке студеной.
  4. Листья не успели поблекнуть.

Проверка на слайде.

  • Ядреный - свежий, бодрящий.
  • Бодрит – оживляет, восстанавливает.
  • На студеной речке – на холодной, на мерзлой.
  • Поблекнуть – завянуть.

- Прочитайте стихотворение и скажите, какие слова вам еще непонятны.

Физминутка

Станция "Эмоциональная"

- Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно- изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.
- Для этого у вас на столах лежат конверты. Откройте конверт и достаньте задание.

  • Синим цветом подчеркните - эпитеты.
  • Красным цветом - сравнения.
  • Желтым цветом – олицетворение.
  • Зеленый – аллитерация.

- Приступаем к заданию, выполняем все вместе.
- Время вышло, давайте проверим задание вместе. (На электронной доске поэтапно проверяя выделять разными цветами средства речевой выразительности)

Эпитеты

- Какая осень? (Славная)
- Что значит славная? (Хорошая, тихая, спокойная)
- Какое художественно- изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

- Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает свое отношение к этому времени года – он восхищается, любит ее)

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? (Здоровый, ядреный)
- Какое художественно- изобразительное средство применил автор? (Эпитет)
- Далее автор описывает лед. Какой он? (Неокрепший)

- Почему автор дает ему такую характеристику? (В это время года лед еще очень хрупкий)
- А речку автор называет студеной. Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная)
- Дни автор называет ясными, тихими. Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы)

- Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник.
Именно это заметил и автор этого стихотворения.

Сравнения

- Найдите все сравнения в этом стихотворении. (Дети работают в парах)
- Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

  • лед как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)
  • лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)
  • листья как ковер (их много, они устилают землю)

Олицетворение

- Кто найдет в стихотворении прием олицетворения? (Воздух усталые силы бодрит)
- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет)

Станция "Выразительная"

- На данной полянке необходимо прочесть стихотворение с выражением.
- Что значит прочитать с выражением?
- Прочитайте стихотворение про себя. Выберите одного человека, который прочитает стихотворение от вашей команды.

Полянка "Творческая"

- Мы познакомились с новым стихотворением. Разобрали его, проанализировали. Даже фантазировали под музыку и представляли картины осени.
- Какие цвета использовались в картинах вашей фантазии про осень? (Желтый, оранжевый…)
- У каждой команды есть листок бумаги и цветные карандаши. Вам нужно обсудить командой как можно нарисовать рисунок, который будет иллюстрацией к нашему стихотворению.

- После того, как нарисуете рисунки мы сделаем мини выставку. (Вывешиваем рисунки)

Подведение итогов

- Какая тема урока?
- Какая цель урока?
- Как вы думаете, мы достигли цели урока? Почему?

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я научился …
  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Мне понравилось больше всего …
  • У меня вызвало трудности …

Рефлексия

- Все кто считают что справились с уроком на пять похлопайте себе.
- У кого возникли трудности?
- Вы сегодня все хорошо работали, спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!