УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
Цель урока:
Оборудование: словарь синонимов, карточки с заданием, презентация.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивает введение в тему урока, подготавливает к сознательному повторению материала.
- Ребята, мы с вами продолжаем изучение большого раздела "Лексика" и сегодня мы познакомимся с новым понятием, а пока давайте проведем небольшую разминку, чтобы повторить изученное на прошлых уроках.
- Что такое лексика?
Лексика – это словарный состав языка, все слова любого языка
- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает)
- Как мы его определяем? (Через подбор синонимов, указание на важные признаки. Можно найти отгадку значения, всмотревшись в само слово)
- Какие слова называются однозначными, многозначными? Приведите примеры. (Однозначное слово – это слово, имеющее одно значение, многозначное – не одно)
- Что такое прямое и переносное значение слова? Приведите примеры. (Прямое значение – это первичное значение, основное, переносное – вторичное)
- О каких словах идет речь? (омонимы)
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский)
- Что такое троп? (выразительные лексические средства языка)
- Приведите примеры из текста, который вы видите на экране:
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
(С. Есенин)
Ответы учащихся: Здесь есть олицетворения, основанные на переносном значении слов (спит ковыль, плачут вербы и др.); эпитеты (свет таинственный, длинный); метафора: (родина вольет мне в грудь теплынь) и др.
Учитель одобряет ответы, может поправить, дополнить.
- Повторяя изученное, мы работали над стихотворными текстами Я. Козловского, С. Есенина. А сейчас давайте сами порифмуем.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ... (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ... (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ... (передышку)
После уроков непременно
Нужна ребятам ... (перемена)
- Вы заметили, как по-разному мы сказали об одном и том слове? Каком? (промежуток)
- Что обозначает это слово?
- Назовите слова, равные ему по значению. (Промежуток = антракт = перерыв = передышка = перемена)
- Что вы знаете о таких словах? (Они похожи по значению)
- Посмотрим, как учебник дает определение таким словам. А называются они синонимы. (В.В. Бабайцева "Русский язык. Теория" 5-9 классы, с. 83)
- Существуют словари синонимов.
Учитель дает задание классу:
- Посмотрите на экран и укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
Учитель вводит новый термин "синонимический ряд".
- Ребята, посмотрите на синонимы последней группы слов, ее вы записали. Такая группа называется синонимическим рядом. Запомним это название.
- Попробуйте сами создать синонимический ряд к слову "сказал".
Задание классу "Кто быстрее?"
- А теперь мы с вами поиграем. У вас на карточках, лежащих на парте, и на экране расположены слова в две колонки.
- Соедините их линиями, составьте с двумя синонимами словосочетания.
багрянец несгибаемость индивидуальность текст абзац; ваятель |
своеобразие высказывание стойкость скульптор отступ пурпур |
Учитель корректирует выполненное задание, разъясняет значение непонятных слов.
- Как вы думаете, какова роль синонимов в речи? Для чего они служат?
Синонимы делают нашу речь богаче, позволяют избегать повторений
- Посмотрите на экран и сконструируйте предложения со словами-синонимами:
- Синонимы различаются по частоте употребления. Одни из них можно употреблять в любых ситуациях, другие – только в определенных.
- Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, какое из существительных-синонимов можно употреблять всегда, а какое – при определенных условиях?
- Где мы можем встретить некоторые слова?
В сильном классе можно уже на этом этапе ввести понятие нейтральных и стилистически-окрашенных синонимов.
Домашнее задание
- Ребята, у вас на партах есть карточки с текстом И. Пивоваровой.
- Прочитайте этот текст и ответьте на вопросы.
- Какое настроение передано в этом отрывке?
- Какие синонимы подчеркивают это настроение?
Ох, какое тут было солнце!
Оно светило, сияло изо всех сил. И снег на деревьях, крышах и заборах сверкал ослепительно, и дым шел из труб кверху, прямо в синее-синее небо!
Ну и веселая же была Москва в этот солнечный зимний день!
Бежали машины, звенели трамваи, самолеты летели в небе, и торопились по улице прохожие.
Задание классу
- Посмотрите на слайд, где расположен текст. Попробуйте отредактировать его, устраняя неоправданные повторы слов:
Мой родной поселок – Тумботино. Это очень древний поселок. У моего родного поселка историческое прошлое. Его история насчитывает более четырех веков. Я люблю бродить по его улицам, скверам и паркам. Люблю бродить по лугам и любоваться красотой моей малой родины. Со стороны лугов хорошо видна церковь с золотыми куполами.
- С какой языковой группой мы сегодня познакомились? (синонимами)
- Какие новые понятия нам встретились? (синонимический ряд, нейтральные и стилистически-окрашенные синонимы)
- Напишите сочинение с использование синонимов на тему "Мой любимый уголок поселка", используя начало, отредактированное в классе.